Звездное притяжение

Новые известия от 10 декабря 2010

В Центральном доме актера в присутствии многочисленных представителей актерско-режиссерского цеха, телеведущих и светских персон состоялась Третья ежегодная церемония вручения премий «Звезда Театрала». Эта премия, учрежденная журналом «Театрал» и газетой «Новые Известия», — единственная в Москве, где лауреатов называет публика. В течение трех месяцев на сайте «Театрала» и на сайте «Новых Известий» можно было проголосовать за полюбившихся актеров, актрис и режиссеров, за лучшие спектакли столичной сцены и лучшие актерские ансамбли. Голосование завершилось за неделю до церемонии, но его итоги держались в тайне. Праздничный вечер напоминал скорее большую театральную импровизацию: Марат Башаров прямо со сцены попросил Юрия Соломина принять его в Малый театр, о котором Марат мечтает со студенческих лет. А Юрий Любимов в такой непосредственной, почти домашней атмосфере сообщил, что подал в отставку. Высокие гости съезжались в Дом актера не торопясь (съезд гостей начался в 19.00, а сама церемония была назначена на 20.00). По фойе гуляли, приветствуя знакомых, Юрий Любимов, Людмила Касаткина с супругом Сергеем Колосовым, Владимир Этуш, Илья Авербух, Марат Башаров, Евгений Князев, Виктор Шендерович, Александр Галибин, Алексей Бородин, Александра Урсуляк, Виктор Вержбицкий, Римас Туминас, Юрий Соломин, Андрей Житинкин, Борис Клюев, Дмитрий Крымов, Валерий Газзаев и многие другие.  В этом году вели церемонию Марианна Лемешко и Вадим Жук. После приветственного слова Владимира Этуша и Валерия Якова, заверившего собравшихся, что журналисты «Театрала» и «Новых Известий» в процедуру голосования не вмешивались: все решала публика, — на сцену вышел детский хореографический ансамбль «Зия», как всегда настроивший зал на мажорный лад. Первые призы в почетной номинации «Легенда сцены» получили Людмила Касаткина и Юрий Соломин. Принимая награду, Людмила Касаткина, глядя на вставший с овациями зал, сказала, что ничто не дает такой прилив сил, как ощущение зрительской любви. И призналась, что чувствует себя очень счастливой, любит и эту сцену Дома актера, и его атмосферу, в которой можно расслабиться, поболтать с коллегами и даже немножко посплетничать… Награду (статуэтку Мим с золотой звездой, выполненной на старинной чешской мануфактуре Rudolf Kampf по эскизам известного итальянского дизайнера Фабрицио Сманиа) вручал Людмиле Касаткиной художник Никас Сафронов. Он же напомнил актрисе о своей давней мечте — написать ее портрет. «Легенда сцены» — пожалуй, сама главная номинация «Звезды Театрала». В минувшие годы ее лауреатами становились Элина Быстрицкая, Вера Васильева, Олег Басилашвили и Юрий Любимов. Помимо Касаткиной, другим лауреатом в этой номинации стал Юрий Соломин. Незабываемый адъютант, получивший награду из рук председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой, сказал, что благодарит своих учителей- партнеров, а также весь актерский цех, умеющий сплачиваться в трудные времена: «Сегодня реформы прошли везде: и в сельском хозяйстве, и в образовании. Наконец дошла очередь до нас, до культуры. Культура ведь всегда в конце стоит. Мы, к сожалению, последние. Нас просят согласиться с новым законом, который резко изменит театральную традицию в России, заставит театры ориентироваться только на зарабатывание денег. И вдруг мы сказали: „Нет. Так с нами не надо поступать. Хотелось бы по-другому“. И об этом говорили действительно великие актеры, сидящие сегодня в этом зале». Тему нового (83-го) федерального закона, который может убить отечественный театр, подхватил следующий лауреат — Юрий Петрович Любимов. «Звезду Театрала» режиссер получил в номинации «Звездное притяжение», которая присуждается за «тандем талантов» (в минувшем сезоне Юрий Любимов поставил на «Таганке» спектакль «Мед» по произведению Тонино Гуэрры). Легендарный режиссер объявил залу, что он подал в отставку, которую пока не утвердили. Но что работать в условиях, когда «чужие дяди решают, где и какие декорации мне заказывать, я не смогу. Я не знаю, что дальше будет. Но, во всяком случае, когда мы были в Думе, то дружно выступили и сказали, что с театрами так обращаться нельзя. Я не собираюсь без конца писать, сколько театру нужно гвоздей, досок, краски. Это полный и законченный идиотизм». Церемония «Звезды Театрала» проводится в третий раз. И судя по всему, интерес к ней с годами растет. Праздник проходил при полном аншлаге, причем некоторые гости приезжали на церемонию, оставив другие дела. Так, с корабля на бал, на сцене появился вдруг Алексей Кортнев, который на пятнадцать минут приехал в Дом актера специально, чтобы «поддержать своих любимых артистов» песней. Единственной, кто не смог быть на празднике, стала Марина Голуб (лауреат в номинации «Звездный луч» — как актриса, сыгравшая лучшую женскую роль в минувшем сезоне). Правда, для ее отсутствия была уважительная причина. В ту минуту, когда в Доме актера публика аплодировала победе Марины Голуб, актриса играла в МХТ в спектакле «Трехгрошовая опера». Правда, прислала зрителям видеоприветствие: «Желаю всем прекрасного вечера. И очень жалею, что сейчас не с вами. В жизни главное — уметь радоваться. И такие вечера, как этот, — выпадают не так уж часто». «Я не знал, что в церемонии можно участвовать в режиме видеоконференции или эсэмэс-сообщений, поэтому мы лично приехали сюда вместе с мамой, — пошутил Михаил Куснирович, лауреат в номинации „Меценат года“ за поддержку театрального искусства и организацию фестиваля „Черешневый лес“. — Впрочем, шутки в сторону. На самом деле я приехал в Дом актера сознательно — я первый раз удостоился чести стоять вместе с мамой на сцене. Действительно, „Черешневый лес“ создан для того, чтобы соответствовать устремлениям и необходимостям очень талантливых людей, которые владеют такой важной и настоящей профессией — творить чудо на сцене». Приз в новой номинации «Звездный дождь» получил спектакль на льду «Огни большого города». Постановщик Илья Авербух и исполнитель главной роли Марат Башаров получили статуэтку из рук президента группы «Альянс» Мусы Бажаева. Илья Авербух признался, что пока не чувствует себя вправе стоять в ряду таких мастеров сцены, которые выходили сюда до него. А Марат Башаров вспомнил, что на сцену Дома актера он последний раз выходил еще студентом Щепкинского училища. Затем обратился прямо к Юрию Соломину, сидевшему в первом ряду: «Юрий Мефодьевич, в 1992 году я вместе с другими студентами Щепкинского училища рубил лед возле Малого театра. И когда мы заметили вас, то стали проситься в труппу Малого театра. Вы сказали тогда, что для начала надо получить образование. Теперь я очень надеюсь, что вы не забыли о своем обещании и моя студенческая мечта, наконец, исполнится». Юрий Соломин обещал подумать. Приз «Созвездие» за лучший ансамбль получил исполнительский коллектив спектакля «Бешеные деньги» в Театре Пушкина. Вручавший его Виктор Шендерович вспомнил об ушедшем руководителе театра и режиссере-постановщике спектакля Романе Козаке. А Александра Урсуляк сказала, что этот спектакль-завещание учителя, в который он вложил много сил и энергии, по-особому дорог исполнителям, и они рады, что зрители отметили его высокой наградой. Евгений Князев, сыгравший в минувшем сезоне Арбенина в «Маскараде» (номинация «За лучшее соло»), получая приз, сказал, что буквально накануне играл спектакль в Саратове, но, несмотря на погодные условия, ему удалось успеть лично получить награду, тем более ценную, что дают ее не критики, а зрители: «именно ради зрителей актер выходит на сцену, и любовь зала — самое ценное, что есть в нашей профессии». А «Звезду Театрала» в номинации «Кольцо Сатурна» (присуждается за роль второго плана) получил Борис Клюев, чей король Людовик в спектакле Малого театра «Мольер» стал одной из интереснейших работ минувшего сезона. «Это моя первая награда, — подчеркнул актер. — Но надеюсь, не последняя. Особенно приятно, что в этой номинации было представлено много интереснейших актеров. Мне остается лишь ответить словами моего героя из булгаковской пьесы: „Извините, что помешал“. Приз за лучший музыкальный спектакль получал худрук РАМТа Алексей Бородин (спектакль „Алые паруса“). Театральный критик Ксения Ларина, вручая ему приз, отметила, что в прошедшем сезоне РАМТ был самым продуктивным и успешным коллективом Москвы, и пожелала и дальше не сбавлять темпа работы и уровня постановок. Еще одной заметной работой минувшего сезона читатели журнала „Театрал“ и газеты „Новые Известия“ назвали спектакль „Братья Ч.“, который в Театре Станиславского поставил режиссер Александр Галибин (номинация „Другая Вселенная“). Свой приз он получил из рук легендарного футбольного тренера Валерия Газзаева. „Для меня, как для ленинградца, большая честь стоять на этой сцене, видеть легендарных артистов и режиссеров, которых я давно люблю и очень ценю, — сказал Галибин. — Поэтому для меня эта победа важна вдвойне. Москва слезам не верит, а верит делам и поступкам. Приятно, что и наш поступок заметили зрители“. Помимо статуэтки от „Театрала“ лауреаты получали и подарки от партнеров церемонии. Авиакомпания TAP Portugal вручила по два билета бизнес-класса Людмиле Касаткиной и Юрию Соломину, а „Трансаэро“ — два билета бизнес-класса Юрию Любимову. Выбор зрителя „Звездный луч“ (за лучшую мужскую роль) Евгений КНЯЗЕВ — Арбенин, спектакль „Маскарад“, Театр Вахтангова Арбенин в исполнении Евгения Князева вызвал множество ожесточенных споров — а значит, никого не оставил равнодушным. И, конечно, в памяти остается его прыжок на постамент — будто бы не прыжок вовсе, а взлет, как будто от тоски и ярости выросли на мгновение крылья за спиной. „Звездный луч“ (за лучшую женскую роль) Марина ГОЛУБ — Васса Железнова, спектакль „Васса Железнова“, МХТ имени Чехова Зрители привыкли видеть эту актрису в острохарактерных ролях, но заглавная роль в спектакле „Васса Железнова“ заставила их изменить стереотипу. Эта трагическая, если не сказать эпическая, роль стала для Голуб вехой в театральной карьере: критика поругивала спектакль, но саму Голуб хвалила — за талант. „Созвездие“ (за лучший ансамбль) Спектакль „Бешеные деньги“ (режиссер Роман Козак, Театр Пушкина) Это комедия с ноткой печали, так как спектакль „Бешеные деньги“ — последняя работа режиссера Романа Козака. Спектакль получился талантливым, ярким, легким и безудержно смешным. Великолепный актерский ансамбль: Вера Алентова, Александра Урсуляк, Виктор Вержбицкий, Иван Ургант, Борис Дьяченко и Сергей Миллер заряжают зал бешеной энергией. Об этих актерах не скажешь, что они исполняют спектакль хором, — каждый из них солист, звучащий в унисон с партнером. „Другая Вселенная“ (театральный эксперимент) Спектакль „Братья Ч.“ (режиссер Александр Галибин, Театр Станиславского) Пьеса Елены Греминой — это документальный рассказ о жизни молодого Чехова, основой которому послужила реальная переписка Антона Павловича с семьей и друзьями. Сократив до минимума расстояние между зрительным залом и маленькой сценой, режиссер Александр Галибин предоставил зрителям возможность погрузиться в атмосферу чеховской жизни. Привычные парадные портреты степенного интеллигента Чехова значительно отличаются от героя, созданного актером Станиславом Рядинским. Его Антон — вспыльчивый юноша, порою безудержно веселый, порою злой на себя и своих родных, живущих за его счет. Да и остальные члены чеховской семьи кажутся странными, несимпатичными, а временами даже немного сумасшедшими. „Музыка сфер“ (за музыкальный спектакль) Спектакль „Алые паруса“ (режиссер Алексей Бородин, РАМТ) Музыкальный спектакль, спетый и сыгранный драматическими артистами, вполне заслуженно приобрел бешеную популярность у зрителей — особенно среди тинейджеров. Они так свистят, кричат и хлопают, что артистам приходится несколько раз выходить на поклоны. В этом заслуга как постановщика Алексея Бородина, композитора Максима Дунаевского и художника Станислава Бенедиктова, так и артистов: Рамили Искандер — Ассоли, Ильи Исаева — Лонгрена, Алексея Блохина — Эгля, Степана Морозова — Грея. „Кольцо Сатурна“ (за лучший эпизод или роль второго плана) Борис КЛЮЕВ — Людовик в спектакле „Мольер“, Малый театр В американской традиции такие роли называются star-line, в российской — „беззаконная комета“, ворвавшаяся в пространство спектакля и оставившая яркий росчерк. Поистине королевская величественность: Людовик у Клюева получился величественным и высокомерным, холодным властителем. Точная актерская работа — остроумная, без пышности, не просто с юмором — с сарказмом, присущим и другим клюевским работам. Специальные премии „Звезда по имени Солнце“ („Легенда сцены“) Людмила КАСАТКИНА и Юрий СОЛОМИН „Звездное притяжение“ (тандем талантов) Юрий ЛЮБИМОВ за спектакль „Мед“ по произведению Тонино Гуэрры. „Звездный дождь“ (за уникальный спектакль на льду) „Огни большого города“ — спектакль Ильи АВЕРБУХА „Меценат года“ Михаил КУСНИРОВИЧ и Эдит КУСНИРОВИЧ — за организацию фестиваля „Черешневый лес“ и поддержку театрального искусства. „Важно, с чем человек уходит из театра“ Людмила КАСАТКИНА, актриса: — Я очень люблю журнал „Театрал“ и, конечно, читаю его. Это — наш журнал, мой журнал. Я каждый раз прихожу в театр и спрашиваю: „Театрал“ пришел?» Мне нравится, как он выглядит и в нем всегда много интересных материалов. Всегда интересно, на ком «Театрал» остановил свое внимание, кого решил подхлестнуть или над кем-то пошутить. Всегда любопытно, что «Театрал» думает о каком-то спектакле или чьей-то работе. А что касается номинации «Легенда сцены», в которой я представлена, то «легенда» создалась благодаря зрителям. Они ведь не только берут, но и отдают много энергетики. Только актер знает, какую зритель излучает энергетику. На человека на сцене идут волны: уставших и не очень любящих театр и, наоборот, ошалелых, которые в двенадцатый раз смотрят спектакль, как будто впервые в жизни. Эти волны можно сравнить только с морем. Юрий ЛЮБИМОВ, художественный руководитель Театра на Таганке: — Когда мы привезли спектакль «Мед» в Италию для Тонино, то играли его в прекрасном оперном театре в Равенне на музыкальном фестивале — для него и, конечно, для зрителей. Тонино воспринял спектакль «Мед» весьма положительно. Но я сейчас не буду повторять все те высокие эпитеты, которые он мне говорил.  Ваш журнал «Театрал» я читаю. Я вообще много читаю, ибо начал читать с пяти лет. Но когда я делаю свои композиции (сейчас я репетирую Чехова «Маска и душа»), мне сейчас нужно читать совсем другое. Так много написано о Чехове, да и сам он написал, не больше не меньше, тридцать томов. Так что, увы, на другое чтение времени почти не остается. Я беру произведения Чехова, которые не заиграны театром, которые находятся в тени, это же свободная композиция. И это делаю давно. Я их сочиню все на эти мотивы, потом оснащу хорошей музыкой. В данном случае — это Владимир Мартынов. Я считаю его сейчас лучшим композитором в России, он ученик Стравинского и благословлен им. А это очень важно, какой мастер тебя благословил.  Александр ГАЛИБИН, художественный руководитель Театра Станиславского: — Я считаю, что «Братья Ч.» — спектакль, за который я получил «Звезду театрала», существует по своим законам психологического театра. Для «Братьев Ч.» я выбрал малую форму, в которой я, в общем, всегда работал и которая мне нравится и близка. Главное — чтобы приходили люди и им нравилось то, что они видят на сцене. В театре должно быть не заигрывание с людьми, а своего рода высказывание, которое не всегда рассчитано на аншлаг. Важны зрительские глаза после спектакля, разговоры в фойе… Важно, с чем человек уходит из театра. Важно эхо зрительской реакции. Хорошо, когда на следующий день после спектакля есть, что вспомнить и сказать, есть желание поделиться увиденным, есть что передать дальше. Когда твое мнение не зависит от общего —настолько сильно твое внутреннее ощущение.  Алексей БОРОДИН, художественный руководитель РАМТа: — Сегодняшняя церемония «Звезды Театрала» получилась настолько нестандартной, настолько живой… Мне кажется, только на вручении этой премии могут быть эти диалоги с залом, только на этой премии можно придумать, чтобы зрители голосовали. И такие потрясающие мастера сегодня получают эту премию: Людмила Ивановна Касаткина — актриса бесконечно любимая и бесконечно дорогая для нас всех. Юрий Мефодьевич Соломин, который для нас всех является таким важным примером служения театру. И конечно, Юрий Петрович Любимов. Для нашего театра — это огромная честь и счастье, что мы находимся здесь вместе с ними и с Евгением Князевым, и с Борисом Клюевым, и со всеми зрителями. Театр — это все-таки колоссальное дело, очень радостное и ответственное. Я хочу пожелать журналу «Театрал» процветания. Этот журнал — изначально очень радостный и именно такой, какой должен быть связан с театром. Римас ТУМИНАС, художественный руководитель Театра Вахтангова: — В этом году на премию за лучшую мужскую роль выдвинуты двое из нашего театра — Сергей Маковецкий за роль дяди Вани и Евгений Князев за роль Арбенина. Я очень люблю, когда номинируются мои актеры. Когда их работа заметна, это всегда приятно, тогда чувствуешь себя в какой-то мере учителем. Чувствуешь, что смог помочь. Я уделяю очень много внимания актерам и очень доволен работой с Евгением Князевым. Он очень волевой человек — умеет отказываться от того, что уже умел, что ему удобно, и ищет новые пути, как бы противореча себе, сопротивляясь. Он идет на преодоление. У него пробудилось желание начать сначала, быть учеником. Мне он очень интересен как партнер. Какие-то решения мы уже нашли, но продолжаем репетировать и работать. А Маковецкий — это уже сложившаяся картина. Я и раньше знал, что он должен быть дядей Ваней. Но его привычная манера видеть публику, ощущать ее, играть с публикой — от этого ему пришлось отказаться и стать тем, каким я знаю его — в его одиночестве, бедах, болях. С его какой-то, может быть, даже не сложившейся судьбой. Потому что, вроде бы, он счастливчик, но при этом человек очень вдумчивый, глубокий.  Евгений КНЯЗЕВ, актер: — Мне особенно приятно, что эта премия — не критиков, а зрителей. Актеру обратная связь очень нужна и важна. По этой причине я даже согласился, чтобы мне сделали свой сайт. Потому что заканчивается спектакль, ты уходишь в гримерную, и хорошо, если несколько человек ждут тебя, чтобы сказать пару слов, а иногда выходишь — и ты совсем один, и ты не знаешь, как спектакль отозвался в зрителе, остался ли он в ком-то. С появлением Интернета картина сильно прояснилась. Я знаю теперь, что есть люди, которые с удовольствием хотят со мной общаться. Это нужно мне, поскольку важно узнать, что они думают. Интернет как инструмент зрительского анализа — мой инструмент. Это те же письма, которые писали пером, ручкой и в конверте отправляли друг другу. Хотя зрительская любовь — штука коварная и не вполне объективная для саморефлексии. Много лет я играю в легендарном спектакле Театра Вахтангова «Без вины виноватые». Он обласкан и всеми признан, но сам я не помню ни одного спектакля, которым я внутренне был бы доволен, а зрители на этом спектакле всегда всем довольны. Но стремиться понравиться, угодить и в этом спектакле, и в любом другом — так задача, вообще, никогда не ставится. Илья АВЕРБУХ, генеральный продюсер спектакля «Огни большого города»: — Сегодня в Доме актера люди, которые для меня очень дороги и потому я вдвойне счастлив получать награду на этой сцене. Спектакль «Огни большого города» — это попытка из ледового шоу (к которому многие привыкли) сделать театральное действо. Конечно, мы сделали только первый шаг. Обозначили лишь то, к чему хотим идти и идти. И получить «Звезду Театрала» — уже огромный толчок к тому, чтобы двигаться вперед, творить, придумывать… Для нас важно надеяться, что к нам придут зрители, которых мы сможем осчастливить. Мы будем делать все, чтобы именно так и было. Огромное спасибо продюсеру проекта, композитору, сценаристу и всем, кто вложил душу в то, чтобы спектакль состоялся. В нем, кстати, принимает участие один непрофессиональный фигурист Марат Башаров — мой большой друг, очень талантливый актер, человек, который нас очень поддерживал в работе над постановкой. Записали Мария МИХАЙЛОВА, Екатерина ВАСЕНИНА, Елена РЫЖОВА