В США скончался бывший режиссер Театра Вахтангова Гарий Черняховский.

27 сентября 2015

В США скончался бывший режиссер Театра Вахтангова Гарий Черняховский.

 

11 апреля 1944 — 27 сентября 2015

Вахтанговцы скорбят и выражают свои соболезнования родным и близким Гария Марковича.

Актриса Театра Маяковского Евгения Симонова сообщила «Театралу», что в ночь с 25 на 26 сентября в одной из клиник США после плановой операции на 72-м году жизни умер Гарий Маркович Черняховский. «Я знаю об этом со слов Леонида Ярмольника, – сказала она. – Вроде бы Гарий Маркович не перенес наркоза… Он был старше нашей компании, но мы всегда охотно общались еще со времен нашей учебы в Щукинском театральном институте. Поддерживали эту связь и после того, как Гарий уехал в США». В Театре Вахтангова режиссер выпустил несколько спектаклей, в числе которых восстановленная «Принцесса Турандот» (1991), «Степан Разин» (1979) с Михаилом Ульяновым и «Зойкина квартира» (1989), в которой свою дебютную роль – роль Зои Пельц – сыграла Юлия Рутберг. В числе других его постановок – «Сашка» Театра им. Моссовета с Сергеем Прохановым в заглавной роли и «Времена не выбирают» Театра мюзикла. В 1980-е годы Гарий Маркович был одним из создателей популярной телевизионной передачи «Вокруг смеха». В США переехал в 1994 году. Преподавал в Институте театра и кино Ли Страсберга и Гарвардском университете. Минувшим летом во время гастролей Театра Вахтангова в Нью-Йорке (на сцене «Сити-центра») Гарий Черняховский встретился со своими бывшими коллегами. Хвалил постановку Римаса Туминаса «Улыбнись нам, Господи». Много теплых слов сказал и о своей любимой ученице Юлии Рутберг. Тогда на шутливую фразу корреспондента «Театрала»: дескать, ваши отношения, наверное, давно переросли уже в родственные, актриса ответила, что да, «отчасти так оно и есть. Но все равно, как бы ни менялась жизнь, какие бы роли ты ни играл и какое бы положение не занимал в труппе, педагог навсегда останется твоим педагогом».

«Он называл меня дочечкой»   Юлия Рутберг: — Гарий Маркович Черняховский – это мое «Детство. Отрочество. Юность». Этот  спектакль по Толстому он делал на нашем курсе. Помимо моих однокурсников в нем  была занята художественный руководитель нашего курса Алла Александровна  Казанская и Юрий Васильевич Катин-Ярцев. Гария Марковича я знаю с детства. Они еще в юности познакомились с моим папой и очень много общались. Так получилось, что у моего папы жену звали Ира, а дочку Юля, и  у Гария Марковича жена Ира и дочка Юля. Поэтому у меня с детства было прозвище «Дочечка». Гарий Маркович был выдающимся педагогом, и мне повезло, что он стал моим педагогом. Причем педагогом-режиссером, который ставил совершенно удивительные, потрясающие дипломные спектакли. Изобретал новые прекрасные жанры. Когда шел наш спектакль «Зойкина квартира», который называли вторым «Добрым человеком из Сезуана», у нас на входе дежурила милиция. Попасть на эту постановку было просто невозможно. Этот дипломный спектакль  перенесли на сцену Вахтанговского театра – редчайший случай. Так что можно сказать, что именно благодаря Гарию Марковичу моя судьба связалась с Вахтанговским театром. Именно он меня сюда привел.

Я получила роль Зои Денисовны Пельц , хотя в  училище я играла ее всего два раза, а до этого изображала  других персонажей. Можно сказать, что «моя жизнь в искусстве» сложилась  именно благодаря тому, что Гарий Маркович привел меня за руку в Вахтанговский театр. Это был мой первый спектакль в театре,  поэтому он остался для меня самым дорогим, а Гарий Маркович – самым важным режиссером в моей жизни. Потом у нас с ним было еще много совместных работ – водевиль «Два часа в Париже» и «Французские песни», «Прицесса Турандот» и «Трехгрошовая опера» Брехта. Это был мой режиссер. У нас с ним было удивительное взаимопонимание – творческий и человеческий союз. Когда он уехал в Америку, мы с ним продолжали общаться.  Этим летом мы были в Америке со спектаклем «Улыбнись нам, Господи». Гарий Маркович незадолго до этого пережил страшное событие в своей жизни – он попал в больницу и почти два месяца находился в коме. Благодаря своей потрясающей жене Ире он вышел из этого состояния, и они приехали на спектакль. Он привез нам ящик еды. Казалось бы, мы уже взрослые артисты,  со званиями. Вполне возможно, что кто-то из нас и зарабатывал больше, чем он в Америке, но мы для него оставались детьми, щукинцами. Этот ящик был забит ветчиной, колбасой, бужениной, сырами, хлебом. Он привез огромную бутылку финляндской водки, воду, тарелочки, вилки, салфетки, стаканчики. Со словами: «Пускай щукинцы покушают», – он оставил нам этот ящик. Это поступок романтический и альтруистический, на который способны только люди, которые были вместе в 70-е, в 80-е, в 90-е годы. А как  он реагировал на наше взрослое существование, на нашу работу, на наши успехи! Ему было это очень  важно. Он так переживал за нас, гордился нами и, конечно,  во многом душой был здесь. Я была уверена, что в декабре мы с ним увидимся, потому что я должна ехать в Америку со спектаклем «Крик лангусты». Как раз первый спектакль будет в Нью-Йорке. Мы уже планировали эту встречу… Ушел из жизни очень важный человек для русского театра. Количество его учеников, артистов, которые с ним работали в России, огромно. Я думаю, сколько людей будут узнавать о его смерти, столько и будут скорбеть по всему миру по очень важному человеку, который во многом изменил их жизнь. Для меня он был родным человеком. Я считаю, что именно ему обязана  своим стартом во взрослой жизни, потому что одно дело закончить училище с красным дипломом, а другое дело, куда ты приходишь и где ты продолжаешь свою взрослую жизнь. Я всегда буду хранить его  в своем сердце. Мне трудно подобрать слова. Для меня это не только потеря режиссера, педагога, мыслителя, необыкновенно театрального человека – это потеря очень дорогого и близкого мне человека. После смерти моего папы, которая была  почти год назад, это для меня самый тяжелый  удар. У меня ощущение, что  внутри что-то упало и разбилось вдребезги. Вечная ему память и вечная ему благодарность.