Народный художник РФ, лауреат Государственной премии РФ
Борис Мессерер
В Вахтанговском театре создал сценографию к спектаклям: «Тринадцатый председатель» А. Абдуллин (1979) — режиссер Олег Форостенко, и «Три возраста Казановы» М. Цветаева (1985) — режиссер Евгений Симонов.
Член-корреспондент Академии Художеств СССР.
Мессерер Борис Асафович Родился 15 марта 1933 в Москве, сын артиста балета и балетмейстера А. Мессерера и актрисы немого кино А. Судакевич.
Окончил Московский архитектурный институт (1956), где учился у А. Дейнеки, посещал мастерскую графика А. Фонвизина.
В 1956–1957 в составе авторской группы (А. Гончаров, А. Васнецов, В. Эльконин, И. Бруни) работал над панно Москва для главного павильона выставки «EXPO-58» в Брюсселе.
Первой театральной работой стал спектакль «Третье желание» В. Блажека в «Современнике» (1960). В дальнейшем сотрудничество Мессерера с
«Современником» продолжилось, им были оформлены спектакли «Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова и О. Табакова (1961), «Старшая сестра» А. Володина ( 1962), «Назначение Володина» (1963), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1964), «Принцесса и дровосек» М. Микаэлян и Г. Волчек (1969).
После сотрудничества с «Современником» Мессерер работал над сценографией к спектаклям разных театров:
«Дальше – тишина» В. Дельмар (1969) и «Орнифль, или Сквозной ветерок» Ж. Ануя ( 1986) – Театр имени Моссовета; «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен (1968), «Самоубийца» Н. Эрдмана (1982, возобновлен в 1987), «Трибунал» В. Войновича (1989) – Театре Сатиры; «Парусиновый портфель» М. Зощенко (1966), «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека (1971), «Недоросль» Д. Фонвизина (1975) – Театр им. Пушкина; «Покровские ворота» Л. Зорина (1974) – Театр на Малой Бронной; » Круг» С. Моэма (1988), «Валенсианские безумцы» Л. де Вега ( 1990), «Горбун» С. Мрожека ( 1991) – Театр им. Маяковского и др.
Начав в начале 1960-х годов в «Современнике» сотрудничество с Олегом Ефремовым, Мессерер позже его продолжил, оформив спектакли возглавляемого Ефремовым МХАТа «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса (1975), «Принц и нищий» С. Михалкова по М. Твену ( 1980), «Трагики и комедианты» В. Арро (1991), «Последняя ночь Отто Вейнингера» Е. Соболя (1991), «Осколки разбитого вдребезги» Я. Смоленского по А. Аверченко
(1991), «Из жизни дождевых червей» П.-У. Энквиста (1991), «Горе от ума» А. Грибоедова (1992), «Молочный фургон не останавливается больше здесь» Уильямса (1993), «Мишин юбилей» А. Гельмана и Р. Нельсона (1994), «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1994), «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому (1996), «Привидения Г. Ибсена» (1999).
В 1990–1997 годах – главный художник МХАТ им. Чехова.
Мессерер является также автором сценографии к ряду оперных и балетных спектаклей. На премьере первого оформленного им балета «Подпоручик Киже» С. Прокофьева в Большом театре (1963) А. Тышлер сказал: «Родился новый художник».
Мессерер оформил также телевизионные фильмы и спектакли.
Многие годы занимался оформлением книг. Работал и как художник-мультипликатор, создавал костюмы для ансамблей народного танца. Много занимался станковой живописью, графикой, коллажем, инсталляцией.
Участник московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок, в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге, Бостоне.