Народный художник РФ, лауреат Государственной премии РФ

Борис Мессерер

В Вахтанговском театре создал сценографию к спектаклям:  «Тринадцатый председатель» А. Абдуллин (1979) — режиссер Олег Форостенко, и «Три возраста Казановы» М. Цветаева (1985) — режиссер Евгений Симонов.

Член-корреспондент Академии Художеств СССР.

Мессерер Борис Асафович Родился 15 марта 1933 в Москве, сын артиста балета и балетмейстера А. Мессерера и актрисы немого кино А. Судакевич.

Окончил Московский архитектурный институт (1956),  где учился у А. Дейнеки, посещал мастерскую графика А. Фонвизина.

В 1956–1957 в составе авторской группы (А. Гончаров, А. Васнецов, В. Эльконин, И. Бруни) работал над панно Москва для главного павильона выставки «EXPO-58» в Брюсселе.

Первой театральной работой стал спектакль «Третье желание» В. Блажека в «Современнике» (1960). В дальнейшем сотрудничество Мессерера с
«Современником» продолжилось, им были оформлены спектакли «Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова и О. Табакова (1961), «Старшая сестра» А. Володина ( 1962), «Назначение Володина» (1963), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1964), «Принцесса и дровосек»  М. Микаэлян и Г. Волчек (1969).

После сотрудничества с «Современником» Мессерер работал над сценографией к спектаклям разных театров:

«Дальше – тишина» В. Дельмар (1969) и «Орнифль, или Сквозной ветерок»  Ж. Ануя ( 1986) – Театр имени Моссовета; «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен (1968), «Самоубийца» Н. Эрдмана (1982, возобновлен в 1987),  «Трибунал» В. Войновича (1989) – Театре Сатиры; «Парусиновый портфель» М. Зощенко (1966),  «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека (1971),  «Недоросль»  Д. Фонвизина (1975) – Театр им. Пушкина; «Покровские ворота»  Л. Зорина (1974) – Театр на Малой Бронной; » Круг»  С. Моэма (1988), «Валенсианские безумцы» Л. де Вега ( 1990),  «Горбун»  С. Мрожека ( 1991) – Театр им. Маяковского и др.

Начав в начале 1960-х годов в «Современнике» сотрудничество с  Олегом Ефремовым, Мессерер позже его продолжил, оформив спектакли возглавляемого Ефремовым МХАТа «Сладкоголосая птица юности»  Т. Уильямса (1975),  «Принц и нищий»  С. Михалкова по М. Твену ( 1980), «Трагики и комедианты»  В. Арро (1991), «Последняя ночь Отто Вейнингера»  Е. Соболя (1991), «Осколки разбитого вдребезги»  Я. Смоленского по А. Аверченко
(1991),  «Из жизни дождевых червей»  П.-У. Энквиста (1991),  «Горе от ума»  А. Грибоедова (1992), «Молочный фургон не останавливается больше здесь»  Уильямса (1993),  «Мишин юбилей»  А. Гельмана и Р. Нельсона (1994),  «Борис Годунов»  А.С. Пушкина (1994), «Преступление и наказание»  по Ф. М. Достоевскому (1996), «Привидения Г. Ибсена»  (1999).

В 1990–1997 годах – главный художник МХАТ им. Чехова.

Мессерер является также автором сценографии к ряду оперных и балетных спектаклей. На премьере первого оформленного им балета «Подпоручик Киже» С. Прокофьева в Большом театре (1963) А. Тышлер сказал: «Родился новый художник».

Мессерер оформил также телевизионные фильмы и спектакли.

Многие годы занимался оформлением книг. Работал и как художник-мультипликатор, создавал костюмы для ансамблей народного танца. Много занимался станковой живописью, графикой, коллажем, инсталляцией.

Участник московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок, в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге, Бостоне.

Читать далее Свернуть