Константин Юон

Народный художник СССР,  Лауреат Сталинской премии первой степени

Русский художник, график, художник сценограф,  представитель
символизма и модерна, органично продолживший эти традиции в советскую эпоху.

 Константин Федорович Юон родился 2 октября 1875  года.  

 Живописная манера Константина Юона сложилась под влиянием уроков Костантина Коровина и Валентина Серова.
Константин Юон принимал участие в выставках Московского товарищества
художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных
выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 был постоянным
экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета
«Союза». Константин Юон работал преимущественно как пейзажист, снискав
«широкую известность» у московской и петербургской публики. В конце
1900-х — начале 1910-х оформлял оперные постановки Русских сезонов С. П.
Дягилева в Париже.

 После революции Константин Юон был одним из инициаторов создания
школ изобразительного искусства при Московском отделении народного
образования.

В 1920 г. получил первую премию за проект занавеса для
Большого театра.

В 1921 г. избран действительным членом Российской Академии
художественных наук. С 1925 — член Ассоциации Художников Революционной
России.

В 1938–1939 г. руководил персональной мастерской во Всероссийской
Академии художеств в Ленинграде.

В 1940 г. выполнил эскизы мозаичного
оформления Дворца Советов.

С 1943 по 1948
г. Константин Юон работал главным художником Малого театра.

В 1948–1950 г. возглавлял НИИ истории и
теории изобразительного искусства Академии художеств СССР.

Доктор
искусствоведения. В 1952–1955 г. преподавал в Московском государственном
художественном институте им. В. И. Сурикова, профессор.

С 1957 г. — первый
секретарь правления Союза художников СССР.

 После революции индивидуальный почерк художника мало изменился,
несколько иным стал круг сюжетов. В 1920-х — 1950-х  годах Константин Юон
создал ряд портретов, картин на темы истории революции и современной ему
жизни, в которых придерживался реалистической традиции. Пейзажи этого
времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в
которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического
реализма». Наполненные тонким лиризмом, они представляют наибольшую
ценность во всем творческом наследии мастера.

Оформил спектакли в Театре Вахтангова:  «Горя бояться — счастья не видать» в постановке Е. Р. Симонова (1954), «Фома Гордеев»  в постановке Р.Н. Симонова (1956).

Константин Федорович Юон  ушел из жизни 11
апреля 1958 года.