Ксения Котлубай

Студентка Московского коммерческого института, инициатор создания и организатор Мансуровской студии, участница собрания членов театрального коллектива 27 ноября (10 декабря) 1913 года, на котором было решено пригласить для руководства Студией Евгения Вахтангова.

Ксения Котлубай была преданной ученицей и ближайшей помощницей Евгения Вахтангова в его режиссерской и педагогической деятельности.

В Третьей студии МХТ служила до 1924 года.

Ксения Ивановна Котлубай родилась 23 октября 1890 года.

Именно она вместе с двумя друзьями по студенческой студии Натаном Осиповичем Тураевым и Борисом Ильичом Вершиловым в холодный декабрьский вечер 1913 года встречала Е.Б. Вахтангова у театра, чтобы предложить ему возглавить Студию.

Для своего первого спектакля студийцы выбрали пьесу «Усадьба Ланиных» Бориса Зайцева, где Котлубай готовила роль Ксении. Её так увлекло новое дело, что начинающая актриса взяла сценический псевдоним — Ланина. Вместе со студийцами она пережила оглушительный провал «Усадьбы Ланиных», а позже была среди тех, кто со своим Учителем создавал новый театр.

Ксения Ивановна Котлубай стала ближайшей помощницей Е.Б. Вахтангова, его ученицей, его последователем и вскоре сама начала преподавать.

В Студии Вахтангова играла роли: Флоретта («Спичка между двух огней»), м-ль Ортанс («Чудо святого Антония», 1-я редакция), Виржини («Чудо святого Антония», 2-я редакция).

Вела режиссёрскую работу с актёрами на выпуске «Принцессы Турандот».

10 и 11 апреля 1922 года Ксения Котлубай и Борис Захава были рядом с Учителем (за полтора месяца до его кончины), записывали бесконечно дорогие высказывания Евгения Богратионовича — о методе Мейерхольда и Станиславского, о Малом театре. Ксения Ивановна спорила о термине «фантастический реализм», проясняла значение определений «реализм», «натурализм» в театре. Эти две беседы – бесценные свидетельства, оставленные потомкам и последователям Вахтангова.

После смерти Евгения Богратионовича, перешла во МХАТ и Оперную студию Вл.И. Немировича-Данченко (1922-31). В 1929 году поставила во МХАТе «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского (худ. руководитель постановки В.И. Немирович-Данченко), ставший вехой в истории советского театра. В музыкальной студии под руководством Немировича-Данченко принимала участие в постановке «Карменситы и солдата» по П. Мериме на музыку Ж. Бизе (1924), «Алеко» С.В. Рахманинова (1926), оперы Л. Книппера «Северный ветер» (1930).

Преподавала актёрское мастерство.

Ксения Ивановна Котлубай ушла из жизни 29 мая 1931 года — ровно через девять лет после смерти Е.Б. Вахтангова.

Читать далее Свернуть



Ксения (Усадьба Паниных)
Мадемуазель Ортанс и Вирджиния (Чудо св. Антония)