Татьяна Сельвинская

 Заслуженный деятель искусств
РСФСР,  Лауреат Государственной премии Российской Федерации.

Татьяна Ильинична Сельвинская родилась 2 ноября  1927 года.

В 1953 году окончила московский
Художественный институт им. В.И.Сурикова (мастерская М.И.Курилко); педагоги –
Р.Р.Фальк и А.Г. Тышлер.

Оформила около 200 спектаклей в Москве, Саратове,
Казани, Челябинске, Костроме, Магадане, Владивостоке, Хабаровске, Уфе, Ташкенте,
Таганроге и других городах. По собственному признанию, «наблюдая, как режиссеры
сталкиваются с драматургией… обнаружила неожиданные возможности моего участия
в этом столкновении». Придумывая героям
спектаклей среду обитания, Сельвинская не имитирует реальную жизнь: театр для
нее всегда остается театром с его драпировками и струящимися тканями,
карнавалом, масками, игрой.

В Театре имени  Евг. Вахтангова в 1993 году оформила спектакли » Без вины
виноватые» А. Островского ( постановка — П.Н. Фоменко, 1993 ) и «Милый лжец»  Дж. Килти (постановка. А.Я. Шапиро, 1994).

В 1967–1978 годах Сельвинская вела курс театральной композиции в московском
художественном училище «Памяти 1905 года». Ее ученики – театральные художники
И.Балашевич, Н.Васильева, В.Колтунов, О.Кулагина, Л.Подорова, В.Пушкин,
Е.Сенатова, Т.Спасоломская, В.Туркин, К.Шимановская, И.Шумилов.

Сельвинская – участник множества выставок, персональных (более пятнадцати) и
групповых (предпочитает выставляться со своими учениками); ее работы находятся в
Государственной Третьяковской галерее, ГЦТМ им. А.А.Бахрушина,
санкт-петербургском и киевском театральных музеях, картинных галереях
Челябинска, Симферополя, Брянска.

С начала 1970-х годов пишет стихи, автор
поэтических сборников Посвящение (1989), Противостояние (1993), Лицом к любви (1994).



Среди московских театральных работ Сельвинской:
Аттракционы (Театр им. Ленинского комсомола, реж. Ф.С.Берман, 1966),
Трусохвостик (МТЮЗ, реж. В.Горелов, 1966),
О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился (театр на Таганке, реж. М.З.Левитин, 1969), Избираю мужество (ЦАТСА, реж. Левитин, 1969),
РВС (ЦАТСА, реж. Берман, 1978),
Волки и овцы (Мастерская П.Н.Фоменко, реж. Фоменко, 1992), Вечер русских водевилей (РАМТ, реж. Е.М.Долгина, 1992),
Па де труа (театр им. А.С.Пушкина, реж. Долгина, 1993), Бедные невесты (РАМТ, реж. Г.М.Печников, 1994)
Поллианна (РАМТ, реж. В.Богатырев, 1995),
Мария Стюарт (театр-центр им. М.Н.Ермоловой, реж. В.А.Андреев, 1996),
Принцесса Греза (РАМТ, реж. Шапиро, 1996),
Великая Екатерина (театр-центр им. М.Н.Ермоловой, реж. Андреев, 1998),
Барышня-крестьянка (театр-центр им. М.Н.Ермоловой, реж. Н.Х.Бритаева, 1998),
Ревнивая к себе самой (театр им. Рубена Симонова, реж. Э.Ливнев, 2001) и др.

В обширной российской театральной провинции, охваченной творчеством Сельвинской, особо и плодотворно ее давнее сотрудничество с челябинским режиссером Н.Ю.Орловым:
Тиль, 1975
Баня, 1977
Отелло, 1980
Маленькие трагедии,1985
Безотцовщина, 1996
Чума на оба ваши дома, 1998 и др.

В числе прочих сценографических работ Сельвинской в провинции:
Дом, где мы родились (Одесса, реж. Б.Зайденберг, 1965),
Идиот (Саратов, реж. Я.А.Рубин, 1971), Бесприданница (Кострома, реж. В.Ф.Шимановский, 1977),
Тени (Киров, реж. Берман, 1976), Бедные люди (Владивосток, реж. Е.Д.Табачников, 1976),
Ричард III (Владивосток, реж. Табачников, 1979) и др.