Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РФ

Татьяна Сельвинская

Уникальный художник, знаток театра и человеческой природы, мастер цвета Т.И. Сельвинская — выпускница Художественного института им. В.И. Сурикова (мастерская М.И. Курилко), где её педагогами были Р.Р. Фальк и А.Г. Тышлер, оформила более 200 спектаклей в российских театрах.

Среди лучших её театральных работ — два вахтанговских спектакля: «Без вины виноватые», поставленные Петром Фоменко, и «Милый лжец» в режиссуре Адольфа Шапиро.

2 ноября 1927 года – 17 мая 2020 года

Татьяна Ильинична Сельвинская родилась 2 ноября  1927 года в семье известного советского поэта И.Л. Сельвинского.

В 1953 году окончила московский Художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская М.И. Курилко); педагоги – Р.Р. Фальк и А.Г. Тышлер.

Автор более 700 портретов, 3000 картин, 3 сборников стихов. Оформила около 200 спектаклей в Москве, Саратове, Казани, Челябинске, Костроме, Магадане, Владивостоке, Хабаровске, Уфе, Ташкенте, Таганроге и других городах. По собственному признанию, «наблюдая, как режиссеры сталкиваются с драматургией… обнаружила неожиданные возможности моего участия в этом столкновении». Придумывая героям спектаклей среду обитания, Сельвинская не имитирует реальную жизнь: театр для нее всегда остается театром с его драпировками и струящимися тканями, карнавалом, масками, игрой.

В Малом зале Театра имени Евгения Вахтангова оформила спектакли «Без вины виноватые» А.Н. Островского ( постановка П.Н. Фоменко, 1993 ) и «Милый лжец» Дж. Килти (постановка А.Я. Шапиро, 1994), которые долгие годы украшали вахтанговский репертуар.

Те, кому посчастливилось видеть знаменитый спектакль, гимн его величеству Актёру – «Без вины виноватые», запомнили симфонию цвета, лёгкие, летящие цветные ткани, создававшие образ праздника, вечного театра жизни, пленительного и чарующего, и изумительной красоты и достоверности костюмы исполнителей, ставшие неотъемлемой частью их выразительных образов. А через два года – «Милый лжец», снова поразивший изысканным сочетанием прекрасной театральности и удивительной подлинности в решении сценического пространства.

В 1967–1978 годах Сельвинская вела курс театральной композиции в московском художественном училище «Памяти 1905 года». Ее ученики – театральные художники
И. Балашевич, Н. Васильева, В. Колтунов, О. Кулагина, Л. Подорова, В. Пушкин, Е. Сенатова, Т .Спасоломская, В. Туркин, К. Шимановская, И. Шумилов.

Т.И. Сельвинская – участник множества выставок, персональных (более пятнадцати) и групповых (предпочитает выставляться со своими учениками); ее работы находятся в
Государственной Третьяковской галерее, ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, санкт-петербургском и киевском театральных музеях, картинных галереях Челябинска, Симферополя, Брянска.

С начала 1970-х годов пишет стихи, автор поэтических сборников «Посвящение» (1989), «Противостояние» (1993), «Лицом к любви» (1994).

Татьяна Ильинична Сельвинская ушла из жизни 17 мая 2020 года.

Читать далее Свернуть



Среди  других московских театральных работ Т.И. Сельвинской:
Аттракционы (Театр им. Ленинского комсомола, реж. Ф.С. Берман, 1966),
Трусохвостик (МТЮЗ, реж. В. Горелов, 1966),
О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился (театр на Таганке, реж. М.З. Левитин, 1969),
Избираю мужество (ЦАТСА, реж. М.З. Левитин, 1969),
РВС (ЦАТСА, реж. Берман, 1978),
Волки и овцы (Мастерская П.Н.Фоменко, реж. Фоменко, 1992),
Вечер русских водевилей (РАМТ, реж. Е.М. Долгина, 1992),
Па де труа (Театр им. А.С. Пушкина, реж. Е.М. Долгина, 1993),
Бедные невесты (РАМТ, реж. Г.М. Печников, 1994)
Поллианна (РАМТ, реж. В. Богатырев, 1995),
Мария Стюарт (театр-центр им. М.Н. Ермоловой, реж. В.А. Андреев, 1996),
Принцесса Греза (РАМТ, реж. А. Шапиро, 1996),
Великая Екатерина (Театр им. М.Н. Ермоловой, реж. В.А. Андреев, 1998),
Барышня-крестьянка (Театр им. М.Н. Ермоловой, реж. Н.Х. Бритаева, 1998),
Ревнивая к себе самой (Театр им. Рубена Симонова, реж. Э. Ливнев, 2001) и др.

В обширной российской театральной провинции, охваченной творчеством Сельвинской, особо и плодотворно ее давнее сотрудничество с челябинским режиссером Н.Ю.Орловым:
Тиль, 1975
Баня, 1977
Отелло, 1980
Маленькие трагедии,1985
Безотцовщина, 1996
Чума на оба ваши дома, 1998 и др.

В числе сценографических работ Т.И. Сельвинской в других городах:
Дом, где мы родились (Одесса, реж. Б. Зайденберг, 1965),
Идиот (Саратов, реж. Я.А. Рубин, 1971),
Бесприданница (Кострома, реж. В.Ф. Шимановский, 1977),
Тени (Киров, реж. Берман, 1976),
Бедные люди (Владивосток, реж. Е.Д. Табачников, 1976),
Ричард III (Владивосток, реж. Е.Д.  Табачников, 1979) и др.