100-й сезон Театра Вахтангова завершит «День тишины»

Татьяна Власова, Театрал от 8 сентября 2021

В Театре Вахтангова взялись ломать стереотипы. Сбор труппы начали не с отчетов о рекордах 100-го сезона, а с фрагментов будущей премьеры Римаса Туминаса «Война и мир». Играть ее будут в день рождения театра – 13 ноября – и, возможно, два вечера подряд. Сами торжества по случаю столетия пройдут без громких речей, тостов и театрального шоу – стандартный «юбилейный набор» решено заменить на день тишины, день памяти.

Приглушенный свет в зале. Черная коробка сцены, из глубин которой будут доноситься голоса всех ушедших. Причем звучать они будут, как поврежденная кассетная запись, которая чуть-чуть потрескивает, но узнаваемо и ясно. «Может быть, многих мы не узнаем, – заметил Римас Туминас. – Но через минуту увидим фамилии, имена». Будут подсказывать надписи.

Труппу ждет не юбилейный вечер для своих, а день открытых дверей. Любой зритель сможет стать гостем, совершенно свободно зайти в Театр Вахтангова и курсировать по всем пространствам, как по залам музея. Сможет посидеть в зале и послушать призрачное многоголосье или пройтись по фойе, чтобы встретиться уже не с прошлым, а с настоящим – с народными артистами, которым предстоит дежурить в театре (если это не шутка). «Всем, конечно, не надо присутствовать. Но мы составим график, – предупредил Римас Туминас. – С одиннадцати до двух – Людмила Максакова, с двух до пяти – Сергей Маковецкий. Владимира Симонова на весь день в углу посадим. Вас будут узнавать, подходить и, естественно, будут с вами заговаривать, а вы – как хозяева – примете гостей, расскажете про Вахтангова и вахтанговцев…» В общем, день рождения театра пройдет без шума и суеты, без музыки и фуршета в фойе – даст возможность «посидеть, успокоиться, сосредоточиться» и пополнить «банк идей». «Таким должен быть весь сезон, – считает худрук. – Прежде всего – глубинные, парадоксальные человеческие проявления в спектаклях, которые мы будем ставить».

Первой премьерой сезона станет масштабная постановка Римаса Туминаса по роману Толстого «Война и мир». В репетициях он занял артистов всех поколений, от народных до самых молодых. На показе, который предварял сбор труппы, на сцену вышли Ирина Купченко (графиня Ростова) и Андрей Ильин (граф Ростов), Павел Попов (Пьер Безухов), Юрий Поляк (Андрей Болконский) и Юрий Цокуров (Николай Ростов), Маша Волкова (Соня) и Ольга Лерман (Наташа Ростова). Наконец, Людмила Максакова с канистрой и спичками (Перонская, поджигающая Москву). Причем репетируют сразу три состава. «Хотел всех «обнять». Но всех не пригласишь», – сказал Туминас, подчеркнув, что каждый, тем не менее, может приходить на репетиции и наблюдать самые секретные, самые интересные моменты. «Вдруг скажу афоризм – и пять минут даже репетировать не могу. Сам удивляюсь своему разуму. Откуда это? Просто суперпрофессионалом становлюсь. После реанимации и месяца в темноте…».

«Эпоха Александра I – это коррупция, интриги и подкупы, это зверское обращение с рекрутами, которого простить нельзя. Бородино – это проигрыш. Отдали Москву, сожгли – да, схитрили. Но какой ценой? Сколько было бандитизма, грабежа и насилия – и с французской, и с русской стороны. Сколько погибло людей… Страшно, что это допустили. Но, может быть, даже не это будет в спектакле… Мы больше сконцентрируемся на судьбах семей – одной и второй, расскажем и про разлуку, и про любовь, и про потери… И, конечно, о самом несчастливом герое в русской литературе. Это князь Андрей», – рассказал о предстоящей премьере Туминас.

На Основной сцене, кроме «Войны и мира», появится музыкальный спектакль – Алексей Франдетти поставит «В джазе только девушки» (по мюзиклу Джула Стайна и Питера Стоуна). На Новой сцене планируется совместная постановка Театра Вахтангова и Дрезденского государственного театра – «Волоколамское шоссе» по пьесе Хайнера Мюллера выпустит режиссер Йозуа Рёзинг. Спектакль будут играть попеременно в Москве и Дрездене. Светлана Землякова, знакомая вахтанговским артистам и зрителям по спектаклю «Сергеев и городок», планирует постановку по русской прозе XX века. Может быть, это будет Юрий Трифонов. «В скором времени определимся, – сказал Римас Туминас. – Сергей Яшин будет дружить с Людмилой Максаковой: они будут преподавать нам «Уроки музыки» и работать с пьесой МакНелли об оперной диве Марии Каллас».

На Симоновской сцене Ася Князева поставит документальный спектакль «С художника спросится!» – о Сулержицком, учителе и духовном наставнике Вахтангова. В Арт-кафе начнутся репетиции «Осенней сонаты». С пьесой Ингмара Бергмана будет работать Елена Котихина, в прошлом сезоне выпустившая музыкальный спектакль «Мистер Twister». В главных ролях – Ирина Купченко и Анна Дубровская. Кроме того, Театр Вахтангова ждет творческих предложений от молодого режиссер Айдара Заббарова, чью работу на «Чеховской лаборатории» (в рамках IV Фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры») эксперты признали лучшей.

«Праздник кончается. Стало уже не по себе: спектакли, спектакли, спектакли… И никаких событий. Мы ни на что не влияем, а надо, чтобы из нашего театра пошел сигнал, поток сигналов о том, что мы проложили путь к человеку. Он долгий, но надо идти – и «разбудить» его, и пожалеть его. Чтобы наш зритель почувствовал самое главное – что он нужен жизни, что его любят (если не кто-то, то Бог любит); чтобы он понял, что всегда найдет в театре Бога. Надо собирать разбитые зеркала веры», – сказал Туминас. И дал понять, что спектаклям, замешанным на ярости, причем «сломанной», направленной на человека, спектаклям, где выгоняют или не пускают к себе Бога, в Театре Вахтангова не место. «Говорят, нужна история и те, кто умеет круто её рассказать. Потому что сейчас эпоха крутых: мы круто играем, круто решаем, круто живем. Но, поверьте, нам нужна няня, чтобы она рассказала вечером сказку, а мы бы проснулись утром – и захотелось бы жить, творить. Эти сказки бывают и очень жестокими, но они нужны», – добавил худрук.

«В столетие – ажиотаж: посыплются ордена, награды, звания: некоторые справедливо, а некоторые – нет. Куда их девать? Складывать? Кто возьмет, тот возьмет, а кто нет – в музей отдадим, – полушутливо заметил Туминас. – На столетие принято дарить, и мы готовим каждому в подарок кусочек занавеса – того самого занавеса, который долгие годы служил Театру Вахтангова».

Еще одним важным событием, которое завершит череду мероприятий к 100-летию, станет установка памятника трем народным артистам – Василию Лановому, Владимиру Этушу и Юрию Яковлеву – во дворе Симоновской сцены. И, конечно, открытие Дома-музея Вахтангова во Владикавказе. «Две камеры, установленные по его фасаду, позволяют в режиме онлайн отслеживать ход работ, – сказал директор Кирилл Крок. – Весной 2022 года откроем – и основатель театра вернется в свой родной дом, где будет культурный центр его имени»