100-летие со дня рождения Евгения Рубеновича Симонова

Елена Мамонтова, VK от 23 июня

100-летие со дня рождения Евгения Рубеновича Симонова отметили в Театре имени Евгения Вахтангова. Народный артист СССР, лауреат Госпремии, почти всю свою жизнь он посвятил этой прославленной сцене на Арбате.
В проведении вечера приняли участие несколько поколений вахтанговцев. Это традиция стала тем самым действенным участием в «передаче огня», а не «поклонении пеплу».

В семье Симоновых театр был религией. И Евгения Рубеновича назвали так именно в честь отца-основателя – Евгения Вахтангова. Отец Рубен Симонов почти тридцать лет руководил театром, прожив вместе и тяжелые годы войны, и мирное восстановление театра после бомбежки летом 41-го.
Ученики Евгения Симонова, который не только руководил театром, но и много и успешно преподавал – Ирина Купченко, Сергей Маковецкий, Евгений Князев… Как звенела тишина, когда Князев читал цветаевского «Казанову». Читал так, как может только преемник и нынешний руководитель института имени Бориса Щукина – кузницы талантов для вахтанговской сцены. Последние признания Казановы лились низкими тонами бархатного голоса Князева, наполнялись угасшей страстью, мороком и великой человеческой тайной так, что заставили дрожать мои колени. Поэтому частичку видео оставила здесь, на память.

Рыцарь театра, Евгений Симонов был еще и первооткрывателем — это он первым поставил на сцене Цветаеву.

В этот вечер на сцене собралась труппа театра от тех, кто только что вошел в нее в качестве студийца до тех, кого в труппу принимал лично Евгений Рубенович Симонов. Сила и мощь, высочайшая наполненность смыслом существования – вот что транслировалось каждую минуту этого вечера. И даже в простых рифмах Маршака «пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет» слышался многослойный подтекст, в котором есть послание каждому, кто слышит: зрителям, всей нашей сегодняшней жизни, стране и ее обитателям.

И в строчке Пастернака, где он искал формулу выражения собственного «я» в годы самых сложных взаимоотношений с жизнью, интонацией Евгения Симонова прозвучал почти манифест дня, в котором сила театра утвердила свое право на его славное существование, потому что вахтанговцы и их театр сегодня есть та самая «натянутая тетива тугого лука».