На балу у Марлен
Легендарный секс-символ XX века Марлен Дитрих крайне редко возникает в современном искусстве в ином статусе. «Голубой ангел» стал не только ее триумфом, но и клеймом, от которого она не смогла избавиться: ни сыграв в киношедеврах Альфреда Хичкока и Стэнли Крамера, ни покорив мир со своим эстрадным шоу. Театр Вахтангова восстановил справедливость, выпустив спектакль, вдохновленный ее драматичной судьбой и удивительными песнями.
Спектакль «Берег женщин» — это история прошлого столетия, поведанная в танце. Постановщица — известный литовский балетмейстер Анжелика Холина. Несколько лет назад в Литве она уже осуществила постановку, основанную на известных и безызвестных песнях, спетых Марлен Дитрих. Впрочем, тогда исполнителями были профессиональные танцовщики. В нынешней премьере Театра Вахтангова задействованы драматические актеры, для многих из которых роли в этом спектакле — первые после студенческих работ.
Художественный руководитель театра Римас Туминас на сборе труппы назвал «Берег женщин» камертоном для нового сезона, который, судя по количеству анонсированных премьер, станет весьма напряженным. Бессловесный и хореографически размеренный спектакль, и в самом деле, словно специально предназначен, чтобы задавать театральный ритм. В оформлении — ничего лишнего. Изысканная и насыщенная смыслами лаконичность. Антураж зала ожидания или какого-то портового кафе создают несколько столиков, беспорядок чемоданов, вентиляторы, бороздящие тенями полупустую сцену, и наклонное зеркало, тусклая поверхность которого не только предъявляет зрителям декорацию в ином ракурсе, но и придает ей завершенность кинематографического кадра. Полузабытые мелодии и обволакивающий хриплый голос певицы прерываются пароходными гудками и пронзительным воем сирены.
Война, эмиграция, изгнанние — вот фон для простой и очень женской истории встреч и расставаний, исполненной в фокстротах, вальсах и танго. И этот фон определяет все. Персонажи спектакля — многочисленные реинкарнации Марлен Дитрих, блондинки и брюнетки, высокие и миниатюрные, вамп и инженю. Впрочем, ее неповторимый образ, несмотря на всю несхожесть героинь, оказался повторен в каждой из них. Не столько благодаря взбитым шиньонам, искусным локонам и отлично стилизованным костюмам, сколько чистой пластике — движениям, поворотам головы, осанке и походке, которые хореограф уловила, оформила и передала актрисам.
Скрупулезная внимательность влюбленного проявилась и в подборе песен. Среди них — популярные кинозонги, «Лили Марлен» и такие раритеты, как “You are the cream in my coffee”, первая кинематографически зафиксированная песня, которую Дитрих исполняла на пробах к «Голубому ангелу», и “Just a gigolo”, ее последняя песня из одноименного фильма. И все эти музыкальные редкости воспринимаются в спектакле не как музейные экспонаты и замшелое ретро, но как эмоциональная, живая ткань, драпирующая невысказанное, однако оттого не менее понятное повествование.
Структура «Берега женщин» — схематична до предела. Танцевальные номера сменяют один другой. Закончившие танец уходят в тень, новая пара — в центре сцены. За схемой — «вахтанговский» юморок, женская обворожительность, взгляды в диапазоне от игривых до безнадежных? Песни Дитрих, в основном, лишенные четкой сюжетной линии, не становятся предметом для живых картин. Они настраивают на нужный лад. Их многоязычность (английский, французский, немецкий, даже иврит) не требует перевода. Вольная актерская интерпретация богаче и понятнее слов. Камертон — отличное определение. В нем есть нечто ученическое. Как и в самом спектакле, который потребовал от актеров воспоминаний (для кого-то еще совсем свежих) о школе, о театральных началах. Ведь, как известно, для них все начинается с пантомим.
В этом многонаселенном спектакле трудно выделиться и нельзя остаться незаметным. Таким образом, театр Вахтангова декларирует ансамбль и школу как основу основ. Декларирует удачным спектаклем, открывая им сезон в эпоху перемен. И Марлен Дитрих, кажется, очень недурно смотрится в качестве новой Турандот.