«Берег женщин» — далее везде

Ирина Шведова, Московская правда от 2 сентября 2008

Театр им. Евг. Вахтангова новый 88-й сезон открыл необычно — премьерой! Да и сам спектакль оказался сюрпризом для поклонников этого старейшего и любимейшего театра страны. Итак, на сцене — хореографическая композиция по мотивам песен Марлен Дитрих — «Берег женщин» в постановке литовского хореографа Анжелики Холиной. …В один припортовый кабачок с очередного парохода под вой сирен прибывает партия женщин-беженок с чемоданами. Мужчин, помимо трактирных служащих возле них нет. Они ждут другого парохода, который увезет от бомбежек и страданий на далекий берег, берег надежды, где их ждет совсем другая жизнь. Дамочки все как на подбор красавицы, разодеты совсем даже не по военным временам — шляпки, макияж, тонкие чулочки со стрелками и каблучки — все подчеркивает их женственность, красоту и… буржуазность. Стайка неприкаянных красоток волею судеб оказавшихся далеко от дома и от своих мужчин по очереди пытаются «рассказать» свой сюжет из прошлой мирной жизни под песни времен Второй мировой войны в исполнении великой Марлен Дитрих.  Этот первый невербальный спектакль в репертуаре вахтанговцев, где драматургию и слово заменяет язык жестов и пластики, своего рода эксперимент. Героини спектакля, которых, нельзя даже сказать играют, — танцуют ведущие актрисы Лидия Вележева, Инна Алабина, Марина Есипенко, Евгения Крегжде и целая плеяда новых молодых актрис — выпускниц Щукинского училища, только принятых в труппу, создают впечатляющее шоу в чем-то сродни кабарэ. Для нас, воспитанных на советском театре и эстраде, эта эстетика почти незнакома, о ней можно судить лишь по старым фильмам. Порой возникало чувство некой чужеродности, отстраненности, казалось, что на сцене не наши родные вахтанговки, а какие-то европейские танцорки-виртуозки. Каждой Анжелика Холина придумала свой образ, свой пластический язык, свой танец, манеру. Радует, что в такой абсолютно новой работе все участницы спектакля работали великолепно и показали высокий класс мастерства. И главное молодежь работала под стать мастерам. Особенно запомнились Ольга Ефремова, Ольга Немогай, Мария Бердинских, Екатерина Симонова. Эти еще покажут вахтанговскую стать! Художественный руководитель театра литовский режиссер Римас Туминас сказал на сборе труппы, что это хотя и новая страница для театра, но именно в этой работе есть что-то близкое его эстетике праздника на сцене. Для него главное в этой работе — научить актеров работать в ансамбле. Решение этой задачи уж точно удалось. Получился яркий, образный, динамичный и очень живой спектакль, но? все же не вызывающий в зрителе соучастия в судьбе героинь. На мой взгляд, спектаклю не достает некой душевной ноты, какой-то сюжетной зацепки. Думаю, если бы в программке был дан перевод песен, которые своим бесподобным хрипловатым голосом поет Марлен Дитрих на английском, немецком, французском, иврите, то это помогло бы зрителям воспринять происходящее на сцене более эмоционально. «Берег женщин» стал ярким и интересным стартом нового сезона, в котором Римас Туминас, наконец, начнет серьезную работу над пополнением репертуара. Кстати, с шестью спектаклями он решил расстаться, поэтому в планах сразу несколько его новых работ. Кстати, на его сцену вернется знаменитая «Принцесса Турандот» в новой редакции. К весне будет поставлен чеховский «Дядя Ваня» с Сергеем Маковецким в главной роли. В работе — пьеса о человеческом одиночестве «Последние луны» с Ириной Купченко и Василием Лановым, лермонтовский «Маскарад». Уже на 6 ноября назначена премьера редко идущей на сцене пьесы Шекспира «Троил и Крессида». Среди ближайших премьер сезона — оперетта Дунаевского «Белая акация» в постановке Владимир Иванов. Он же возьмется в дальнейшем за «Касатку» А. Толстого на пока реконструирующейся Малой сцене? В перспективе — лермонтовский «Маскарад», «Село Степанчиково» Достоевского и другие работы.