На балу удачи
На сборе труппы худрук Вахтанговского театра Римас Туминас назвал этот спектакль камертоном, по которому он бы хотел дальнейшую свою деятельность настраивать. Похоже, правильно. Звук чистым, не фальшивым оказался, что редкость по нынешним временам.
Если бы не знаменитый фильм итальянца Этторе Сколы «Бал», то необычному для драматического театра спектаклю «Берег женщин» цены бы не было. А так он, конечно, вторичен, но при этом талантлив, изящен и хорош собой. Что при подавляющем количестве участвующих в нем женщин (17 актрис), как вы понимаете, имеет решающее значение. Должно быть, уже ясно, что это музыкально-пластический спектакль, где вместо слов главное — танец, жест, костюмы и музыка.
Поставила его Анжелика Холина, хореограф из Литвы, которая уже лет десять назад с большим успехом делала эту композицию по песням Марлен Дитрих у себя дома в Вильнюсе. Новый спектакль, как уверяют, не буквальный повтор, а некое переосмысление темы. Речь о женских судьбах во время войны. Какая война — не важно, они, как это ни грустно, продолжаются, в какой стране действие происходит — не все ли равно, кто прав и кто виноват — не разобрать. Ясно одно: пока мужчины воюют, женщины становятся беженками. И это о них, веселых и печальных, смешных и трагических, бегущих от взрывов и бомб и не забывающих при этом о прическах и красивых платьях, Анжелика Холина поставила спектакль.
Уже довелось прочитать, что в нем мало драматического содержания, нет крупности и масштаба, так, мол, виньетка и только. Масштаба нет, это правда. На него и не замахивались, к счастью. А содержание есть, как без него. Станцовано тут про то, что женщины в любой, даже в самой отчаянной ситуации остаются женщинами. Наперекор всему они хотят нравиться и быть счастливыми, изо всех сил флиртуют, стреляют глазками и стараются выглядеть на все сто.
Пустое портовое кафе — несколько столиков и огромные вентиляторы над ними (сценограф Мариус Яцовскис) — оживает после прибытия парохода. Женщины, молоденькие и не очень, в темных пальто и шляпках, в ожидании очередного корабля сходят на берег с чемоданами. Куда бегут — неизвестно. Однако все оказались на каблучках, подтянутые и хорошенькие, в умопомрачительных платьях, тщательно и замысловато причесанные.
Художник по костюмам Юозас Статкевичус совершил нечто невообразимое — каждое сочиненное им платье можно описывать в деталях, у каждого свой стиль и свой характер. Летучее, жемчужно-серое — удивительно женственное, строгое, переливающееся чешуей черное, кокетливое в белый горошек, вызывающе красное? Актрисам оставалось только достойно и со вкусом их подавать. Что они и делали с явным удовольствием. Практически каждой был дан танец, характер уточняющий. Кому гротескный, кому задорный или лирический, а кому и трагический.
Надо признать, со стилем и характерностью Анжелика Холина справилась лучше и разнообразнее, чем с пафосом и открытым драматизмом. Но, к счастью, таких номеров, слезу выжимающих, не так много в ее симпатичном, душе и глазу приятном спектакле. А главной героиней была, конечно же, Марлен Дитрих. Это ее изысканный облик вдохновил на дизайнерский подвиг художника по костюмам. Ее хриплый, эротически завораживающий голос вел за собой и хореографа, и актрис. Про публику и не говорю, эти воркующие, до костей пробирающие, возбуждающие песни пробудят и спящего.