Дитрих запела про Осетию

Любовь Лебедина, Труд от 25 августа 2008

В день сбора труппы вахтанговцы поставили пластический спектакль «Берег женщин», посвященный жертвам военной агрессии Грузии на Кавказе. Для знаменитого театра на Арбате, как заявил его худрук Римас Туминас, нынешний сезон должен стать удачным, поскольку он 88-й и открывается в восьмом месяце восьмого года.

Хотелось бы верить, что магическое сочетание чисел принесет удачу прославленному коллективу, переживающему не лучшие времена. Туминас это отлично знает, пытаясь с января этого года наладить творческую атмосферу в старейшем театре.

«В стеклянном доме камнями не бросаются. Необходимо выйти из тупиковой ситуации и объявить предстоящий сезон сезоном воли и любви, включая дисциплину, порядочность и ответственность за свои поступки», — заявил литовский режиссер.

Именно поэтому он снял из репертуара шесть спектаклей, не делающих чести наследникам Вахтангова. По всему видно: зарубежный мастер решил навести порядок в звездном театре, где еще при Михаиле Ульянове его коллеги взяли себе большую вольницу. Получалось так, что числились они в театре, а в основном играли в доходных антрепризах или снимались в кино. Теперь некоторым из них придется выбирать между новыми спектаклями «Дядя Ваня», «Маскарад», «Ричард III», «Касатка» и своими ролями в антрепризах, сериалах и кино.

Сезон открыл пластический спектакль «Берег женщин» литовского хореографа Анжелики Хомской, сделанный по мотивам песен Марлен Дитрих, где совсем юные актеры, вчерашние выпускники, через танцы 40-х годов прошлого столетия пытаются передать сложные перипетии судеб разновозрастных женщин, любимые которых ушли на фронт. Все они беженки с огромными чемоданами, укрывшиеся от бомбежек в подземном кафе-бункере. В то время когда наверху рвутся снаряды, тут внизу творится что-то фантасмагорическое, вполне объяснимое с точки зрения преодоления страха. Каждая из 19 женщин живет воспоминаниями о мирной жизни и встречах с возлюбленными. И вот эти воспоминания начинают реализовываться как бы в зазеркалье памяти (вся задняя стена сцены — огромное зеркальное полотно), обретать плоть, фактуру, сюжет, реализовываться в танцевальной канве вальса, чардаша. А над всем этим пространством плывет хрипловатый чувственный голос Марлен Дитрих, иногда заглушаемый шипением заевшей пластинки.

На сборе труппы Римас Туминас сказал, что этому спектаклю он бы дал второе название — «00.15», то есть время, когда грузинские войска перешли границу Южной Осетии, желая стереть ее с лица земли. Такое заявление от представителя Прибалтики, некогда поддержавшей Гамсахурдиа, дорогого стоит.