Все ушли на флирт
Театр Вахтангова открыл сезон неожиданной премьерой — танцевальным спектаклем «Берег женщин», поставленным литовским хореографом Анжеликой Холиной на основе репертуара Марлен Дитрих. Бархатная репертуарная революция, устроенная Римасом Туминасом, заставила МАРИНУ Ъ-ШИМАДИНУ гадать, куда держит курс художественный руководитель театра Вахтангова.
«Берег женщин» — спектакль нетипичный для Вахтанговского театра, красивый, стильный и совершенно холодный. В репертуаре театра до сих пор не было танцевальных или пластических постановок. Новый художественный руководитель театра, литовский режиссер Римас Туминас, решительно настроенный на реформы в доверенном ему коллективе, взялся заполнить этот пробел и пригласил свою соотечественницу — хореографа Анжелику Холину, научившую молоденьких вахтанговских актрис танцевать на высоких каблуках, носить роскошные платья и смотреть на мужчин томно-рассеянным взглядом. Эти умения в работе над спектаклем им пригодились больше всего, потому что в этой постановке не только нет слов, но и драматургии — кот наплакал.
Сюжет спектакля весьма условен: во время второй мировой стая эмигранток, бегущих от войны, оседает на время в каком-то портовом кабаке в ожидании следующего корабля. Содержание постановки по замыслу режиссера должны были составлять истории этих женщин, их страхи и надежды, воспоминания и мечты о будущем, выраженные языком танца. Рассказать о женских судьбах, сломанных войной,- задача нетривиальная и для хореографа, и для исполнителей, требующая выразительной пластики, экспрессивности и проникновенности танца. Но заявленная тема оказалась досадно не раскрыта.
Спектакль больше напоминал класс-концерт, где о войне вспоминали как-то изредка, между танцами, когда песни Марлен Дитрих сменяло шипение патефонной иглы и звуки уходящих на фронт эшелонов. Девушки все больше флиртовали, не сортируя кавалеров,- ведь их осталось-то всего три официанта, мелкий воришка, проезжий американский франт да местный жиголо. Внятных женских историй и характеров тоже получилось маловато.
На общем фоне выделялся комический персонаж Ольги Ефремовой — престарелая Кармен, любвеобильности которой не мешает радикулит, и одетая в военную форму героиня Лидии Вележевой — ей одной режиссер подарила по-настоящему трагическое соло женщины, оплакивающей погибшего возлюбленного. И хотя в плане хореографии там не было ничего особенного, страстность и драматизм исполнения выделяли этот танец среди других.
Остальные номера, более или менее удачные,- просто танцевальные эпизоды, которые можно легко перетасовать и расставить в новом порядке. Можно, конечно, предположить, что авторы спектакля прежде всего хотели отдать дань изысканной женской красоте 30-40-х годов, идеалом которой была Марлен Дитрих.
Все восемнадцать девушек тщательно причесаны и одеты так, что хоть сейчас на страницы модных журналов. Художник по костюмам Юозас Статкевичус создал целую коллекцию сногсшибательных платьев: стильные пепельные, легкомысленные в горошек, изящные черные, вечерние с искрою, шикарные алые — хоть раз в жизни надеть такое мечтает каждая женщина. И что с того, что в портовом кабаке да во время войны эти наряды, пусть и скрытые поначалу под грубыми длиннополыми пальто, не совсем уместны. Что за беда, если девушек с одинаково алыми губами и отрешенными взглядами можно различить только по цвету платьев: «мне понравилась та, в красном», «нет, в черном с блестками выглядела эффектней» — можно было слышать разговоры в фойе. Главное, что красиво,- глаз не оторвать.
На сборе труппы Римас Туминас назвал «Берег женщин» камертоном, по которому он собирается настраивать театр весь текущий сезон. Но хочется думать, что бессюжетно-бессмысленный спектакль всего лишь скромный эксперимент, разминка перед выступлением тяжеловесов — заявленных в планах классиков мировой драматургии.