Песенно-пластическая композиция на сцене Театра Вахтангова

ТК Культура от 22 августа 2008

Сезон открывает премьера. Сцена Театра имени Вахтангова превращена в «Берег женщин». В эти минуты там идет спектакль литовского хореографа Анжелики Холиной — первая в истории театра постановка без слов. Семнадцать актрис рассказывают драматические истории языком танца, отражая в движении неповторимый вокал Марлен Дитрих. Эта песенно-пластическая композиция, по мнению художественного руководителя театра Римаса Туминаса, задаст правильный тон всем последующим премьерам и восстановленным постановкам. Репертуарная стратегия и тактика стала главной темой сбора труппы, который состоялся сегодня утром. О первом рабочим днем вахтанговцев рассказывают «Новости культуры». Сегодня утром артисты — народные и заслуженные, начинающие и опытные — с традиционными поцелуями и объятиями встречались после летнего отдыха. В прошлом году сбор труппы в Театре Вахтангова был полон драматизма. Представляли нового худрука — Римаса Туминаса. Назначение оживленно обсуждали в театральных кулуарах. Весь прошлый сезон он, что называется, приглядывался, задумывался и между делом убрал из репертуара шесть спектаклей, а в качестве режиссера работал на другой столичной сцене. В этом сезоне Римас Туминас всерьез рассчитывает на возглавляемый им театр. В его планах сразу несколько премьер. Правда, сезон открывает не его режиссерская постановка.

«Наверное, этот сезон будет сезоном воли и любви. В стеклянном доме камнями не бросают. Этот спектакль, в нем появилось ощущение ансамбля», — замечает Туминас. Новый спектакль можно было бы считать экспериментом, но Туминас уверен: это не что иное как продолжение вахтанговских традиций. Однако такого на прославленной сцене еще не было. Слов нет, но есть пластика, музыка, атмосфера. Спектакль «Берег женщин» из тех, которые Туминас называет «любимой песней, которую можно петь бесконечно». Расшифровывается эта литовская метафора так: одно и то же произведение можно ставить много раз. Главное, чтобы прочтение было разным. Режиссер и хореограф Анжелика Холина десять лет назад поставила в Вильнюсе спектакль «Песни женщин». В Москве песни остались, но превратились в «Берег».

«Нету такого, что я взяла и перенесла спектакль. Я люблю ставить на людей, чтобы раскрыть артиста. Этот спектакль надо прийти и просто смотреть не глазами, а душой», — утверждает постановщик.

Семнадцать женских историй, каждая из которых рассказана всего за несколько минут. В них — встречи, расставания, страсть, горечь и радость. Слова есть лишь у Марлен Дитрих — песни в ее исполнении стали драматургической основой спектакля. Внешне все актрисы напоминают голливудских кинодив 30-х годов. Роскошные платья были созданы литовским дизайнером Юозасом Статкевичусом. Сам Туминас называет «Берег женщин» камертоном, по которому будет настраивать труппу весь грядущий сезон.

Кстати, в коллективе Вахтанговского театра произошло пополнение. В труппу приняты шестнадцать новых актеров. Все они выпускники Щукинского училища. С ними на год заключили контракт. Что будет дальше, покажет время. А пока почти все они заняты в премьерном спектакле.

В 88-м сезоне художественный руководитель Вахтанговского театра планирует вернуться к лермонтовскому «Маскараду», еще раз пропеть «В ожидании Годо». Будет «Дядя Ваня» с Маковецким в главной роли, «Последние луны» и «Тихая ночь» с Лановым и Купченко. Самой первой премьерой Римаса Туминаса на сцене Театра Вахтангова, в должности художественного руководителя станет шекспировская трагедия «Троил и Крессида».