Актер Суханов создает аритмию дел

Ксения Репсон, Postimees от 6 мая 2011

Максим Суханов покажет на «Золотой Маске в Эстонии» настоящее чудо актерского преображения в спектакле «Ветер шумит в тополях». В этой постановке на сцене всего три артиста, но внимание зала они держат, не отпуская ни на секунду.

«Талантливый театр ( я не о себе, а о самом искусстве театра) неразрывно связан с иллюзией. Это открывание занавеса, эмоциональное подключение к тому, что идет на сцене, и вере в это. Эта вера и есть иллюзия, но мы живо на нее реагируем и живем ею три-четыре часа. Вы можете назвать это метафизикой, мистикой, парапсихологией, вариантом целительства человека, но так или иначе в театре это происходит все время», — считает Суханов.

Максим Суханов и его партнеры по сцене Владимир Вдовиченков и Владимир Симонов покажут в рамках «Золотой Маски» в Таллинне этой осенью абсурдистскую историю современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса «Ветер шумит в тополях». Пьесу поставил в театре им. Вахтангова худрук Римас Туминас.

Две методологии

«Каждая встреча с режиссером уникальная, другой такой встречи с другим режиссером не будет. Так или иначе встречаются два характера, в нашем случае — две методологии. Все, что мне предлагает Римас, надо изучать. Эта работа была сложностью во благо», — говорит Суханов о работе с Туминасом. Суханов играет в этом спектакле Фернана, ветерана Первой мировой войны, страдающего не только физическими припадками, но и огромным душевным разочарованием по отношению к жизни. И мы попросили актера в преддверии показа этого спектакля перед таллиннской аудиторией поразмышлять о возрасте и старости, о его исполнении роли Сталина и мистерии театра.

«Я наблюдал жизнь своей собственной бабушки, которая до 96 лет была бодра, и многих других людей в почтенном возрасте, которые были намного бодрее тех нас на сцене. Возраст — не физическая, а скорее метафизическая категория.  К такому состоянию, к которому пришел мой герой, его можно обрести в любом возрасте, даже прожив всего 20 лет, можно прийти к такого рода разочарованиям, несбывшимся мечтам, сомнениям. В пьесе мы не столько занимались вопросами старости физической, сколько вопросами, связанными с психологией любого человека», — рассказал артист.

Старость не беспокоит.

«Меня лично старость не беспокоит. Меня, скорее, беспокоит то, что во мне закончится любопытство. То, что я имею в виду, связано с жизнью самого человека, его установками, но не с тем, что его окружает, и его непосредственной физической болью», — сказал Суханов. Актер убежден, что все, что мы можем делать с собой и здоровьем как таковым, связано с нашими внутренними установками, и чем больше человек работает над ними, тем правильнее происходит старение.  «Я бы не уходил в такой пафос, как работа над душой, я говорю о медитативных установках работы над собой, в сторону движения, любопытства, в сторону раскрытия пор, которые могут заполняться энергетической или информационной, совсем ненужной грязью. Работать, чтобы сохранять свой стержень точеным», — добавил он. «Может, через год я скажу иначе, на сегодняшний день я понимаю, что останавливаться нельзя, остановка в любопытстве происходит медленно, латентно. Состояние окаменения, в которое люди любят впадать, взрослея, „оскотинелая взрослость“ мешают тому, чтобы оставаться любопытным и бодрым. Но такое происходит у некоторых еще в институте», — поделился своими мыслями артист.

Суханов помнит, сколько ему лет. «Я к цифрам отношусь как ко всему, что на этой земле было придумано человеком, с юмором. Хотим мы этого или нет, это все плоды нашего сознания, иллюзии. С одной стороны, есть цифра, с другой ее нет», — сказал Суханов. «Надо все время хотеть что-то сделать, чтобы не чувствовать себя мертвым. Уходить от стереотипов. Каждый день проживания в одном и том же — похоже на умирание. Как можно больше надо создавать аритмию дел, чтобы дни не повторяли друг друга, чтобы в жизни не случалось «Дня сурка», — поделился он своим рецептом молодости. Пока Таллинн ждет приезда Суханова на спектакль, который состоится в рамках «Золотой Маски», зрители могут увидеть его новые работы в кино. Несколько последних месяцев актер нигде не снимается, но сейчас у него несколько премьер ранее снятых картин.  Это фильм «Мишень» Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина о Москве будущего, премьера которого прошла в феврале в Берлине во внеконкурсной программе.

Парад премьер

Это совсем свежая премьерная картина режиссера Владимира Мирзоева «Борис Годунов». Осенью ожидается премьера исторической драмы «Орда» режиссера Андрея Прошкина. Картина «Утомленные солнцем-3: Цитадель» Никиты Михалкова вышла буквально на днях. Суханов уже в который раз воплощает на экране образ Сталина, но говорит, что им еще «не наигрался».

«Главное для меня — найти свой интерес в том окаменелом образе Сталина, который у всех сидит в головах. Путь тут один — насколько возможно найти его проявления таким, каким его вряд ли кто-то себе представляет, „одомашнить“ его, поставить в такие ситуации, в которых его вряд ли кто-то мог наблюдать. Не могу сказать, что я его наигрался, не было картин, где мы бы могли наблюдать сильное развитие этой роли, это все эпизоды. Но все равно мне это интересно», — сказал Суханов.