Три старика
Предыстория у этого спектакля довольно долгая: лет десять, если не больше, тому назад завлит Театра имени Вахтангова Людмила Остропольская привезла из Парижа пьесу абсолютно неизвестного у нас, а тогда еще и сравнительного молодого (он родился в 1961 году) драматурга Жеральда Сиблейраса «Ветер шумит в тополях». В пьесе всего три действующих лица, три старика — а за хорошими текстами для немолодых мастеров сцены охотится любой репертуарный театр.
Поначалу все складывалось очень хорошо: перевод пьесы Сиблейраса очень понравился трем корифеям вахтанговской труппы — Михаилу Ульянову, Владимиру Этушу и Юрию Яковлеву. Сейчас, впрочем, можно лишь фантазировать о том, какой получился бы спектакль с участием этих выдающихся актеров. Причина, по которой работа так и не состоялась, проста и банальна — не нашли режиссера.
Когда художественным руководителем Театра имени Вахтангова стал Римас Туминас, он тоже прочитал давно лежавшую в театре пьесу — и захотел ее поставить. То есть режиссер, в конце концов, нашелся. Но к этому времени Михаила Ульянова уже не было в живых, и требовалось сделать совсем другое распределение. Туминас решил занять в спектакле актеров не старшего, но среднего поколения, вернее — «средних поколений», потому что все трое разного возраста, но ни одного нельзя отнести ни к новичкам, ни к ветеранам. Героев пьесы «Ветер шумит в тополях» сыграют Владимир Симонов, Максим Суханов и Владимир Вдовиченков.
Их персонажи день изо дня встречаются на террасе в доме престарелых. Понятно, что у Густава, Фернана и Рене все уже позади, и все они, в сущности, коротают время перед своим уходом из этого мира. Но Сиблейрас пишет не сентиментальную мелодраму про увядание и прощание с жизнью, а парадоксальную, острую трагикомедию, в которой легко проследить влияние классики «театра абсурда» — аналогии с пьесой Беккета «В ожидании Годо» напрашиваются сами собой.
При этом в пьесе «Ветер шумит в тополях» отличные, живые диалоги, хорошо проработанные роли и неожиданные повороты сюжета. В этом смысле Сиблейрас — наследник лучших традиций французской драматургии прошлого века, в которой одним из наиболее ценимых стало умение авторов расчетливо примирять правила «хорошо сделанной пьесы» с признаками интеллектуального театра. Так что «Ветер шумит в тополях» — произведение одновременно и кассовое, и серьезное.
Кстати, пока Театр имени Вахтангова собирался «открывать» Сиблейраса, это уже сделал Константин Райкин в своем «Сатириконе»: он слегка изменил название пьесы, превратив его в более упругое «Тополя и ветер», и поставил спектакль-аттракцион, увлекательный и витальный, в котором Денис Суханов, Григорий Сиятвинда и Максим Аверин буквально атакуют зрителя своей актерской энергией. Конечно, Театру имени Вахтангова не нужно бояться конкуренции: у Римаса Туминаса совершенно иной режиссерский почерк, его спектакль наверняка окажется суше, аскетичнее и философичнее. Тем более что при постановке этой пьесы очень многое диктуется актерскими индивидуальностями, и трио Суханов-Вдовиченков-Симонов наверняка сложит удивительную и полную неожиданностей театральную историю.