Фантасмогория на Арбате

Борис Поюровский, Наш век от 14 декабря 2000

Как известно, неоднократно обращавшийся к жанру драматургии Достоевский так и не оставил ни одной пьесы. Правда, по мнению Немировича — Данченко, его проза предназначена для сцены. По числу инсценировок Федор Михайлович давно побил все рекорды: «Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Село Степанчиково», «Бедные люди», «Подросток», «Игрок» неоднократно переделывали для театра и почти всегда имели успех. «Дядюшкин сон» дважды появлялся в репертуаре Художественного театра, а в послевоенные годы ставился в Театре имени Моссовета и в Театре имени Вл. Маяковского, в Малом…

В Театре имени Евг. Вахтангова Владимир Иванов и Павел Любимцев сочинили «Замечательную историю возвышения, славы и торжественного падения Марии Александровны Москалевой и всего ее дома в Мордасове» в полном соответствии с духом и буквой повести Достоевского. Как это бывало и в других случаях, иногда кажется, что никто ничего не инсценировал, а просто внимательно вчитался в текст и обнаружил ту самую фантасмагорию, о которой поведал классик. Гротеск Достоевского как нельзя лучше сочетался с гротесковой манерой вахтанговского театра, с его стремлением к преувеличениям, к праздничности «Принцессы Турандот», в которой наиболее полно выражено творческое кредо создателя театра.

Постановщик Владимир Иванов позаботился не только об исполнителях главных ролей. Я давно не припомню, чтобы участники массовки (они и названы «торжественный хор мордасовских дам») с таким радостным энтузиазмом пребывали на сцене. А ведь у большинства из них всего две-три реплики. Но именно эти дамы из хора и создают особую атмосферу города Мордасова.

Круговерти хора одиноко противостоит Зинаида Анны Дубровской. Даже не совсем понятно, как могла она очутиться здесь? В ней заметны черты героинь живописца В. Пукирева и драматурга А. Островского. Было бы очень интересно увидеть теперь ее, к примеру, в ролях Ларисы Огудаловой или Александры Негиной: подобные индивидуальности на театре встречаются не так уж часто, а в наши дни и вовсе днем с огнем их не сыщешь!

Радует первая удача Олега Макарова. Мозгляков — образ трудный, неблагодарный. Молодому актеру создать его не так-то просто. Постоянные неожиданные переходы из одного состояния в другое диктуют свои правила игры. В «Дядюшкином сне» есть две-три роли, которые принято считать гастрольными.

Знаю, не все приняли Софью Петровну Елены Сотниковой, а точнее, сам режиссерский выбор актрисы. У нее действительно несколько иные данные, чем мы привыкли думать. Но, с другой стороны, разве Фарпухина не может быть и такой? Важно, что подобные люди не в состоянии жить вне скандалов и интриг — они есть естественная среда их обитания! У них всегда найдутся враги, с которыми нужно сражаться до победного конца. Несчастные больные люди, но горе тому, кого изберут они своей очередной жертвой…

За сравнительно короткий срок Мария Аронова по праву заняла ведущее положение в прославленной труппе. Она обратила на себя внимание еще в студенческие годы и, позже, уже в театре, имела вполне заслуженный успех, Марья Александровна дополняет и продолжает его. Но вместе с тем сейчас, к сожалению, появилось и некоторое беспокойство: уж больно «мастеровито» играется роль. Да, конечно, Мордасов — заштатный городишко. Да, Марья Александровна вовсе не столичная, штучка, однако она все-таки дворянка. Немного жалкая, смешная в своих претензиях, кто спорит? И все же откуда у нее вдруг прорываются интонации Прони Прокоповны, что живет в Киеве на Подоле и мечтает выйти замуж за парикмахера Голохвастого? Это, согласитесь, другая опера?

Наконец, князь — Владимир Этуш. Он появляется на сцене как бенефициант. Не только хор мордасовских дам, но и весь зал с восторгом встречает его. В этом единодушном приеме причудливо сошлись надежды потенциальных невест маленького городка с многолетней любовью миллионов зрителей к талантливому комедийному актеру. Прием апарт, разрушающий четвертую стену и позволяющий обращаться непосредственно в зал, в вахтанговском театре применяется со времен премьеры «Принцессы Турандот». Им здесь владеют и признанные мастера, и, начинающие актеры. В данном случае им пользуются все, а В. Этуш — особенно. Случалось, в других спектаклях князь вызывал веселое оживление зала, а бывало и отвращение. В. Этуш не стремится ни к первому, ни ко второму. Да, конечно, его герой немного смешон. Но и трогателен в то же время, и даже добр по-своему. Иногда князя хочется пожалеть: старый больной человек, который, в сущности никому не нужен. Все гоняются за его титулом и богатством. Порою кажется, что князь об, этом догадывается. И тогда его одиночество становится еще более тягостным. Свыше полувека служит Владимир Этуш в Вахтанговском театре. Сыграно множество ролей. Но после «Западни» Э. Золя и «Мещанина во дворянстве» Ж. -Б. Мольера, князь в «Дядюшкином сне», пожалуй, самая большая его удача. Важно только, чтобы встречи со зрителями не размыли ы пастельные краски, которыми пользуется сейчас актер. Другими словами, что6ы исполнитель не пошёл на поводу зала, а остался бы верен самому себе.