«Дядюшкин сон»

Минна Литинская, Теплые дома Москвы от 14 октября 2011

Вахтанговский театр имеет свои только ему присущие и глубоко укоренившиеся традиции — это и жизнерадостность, и праздничность, и легкость, но также и глубоко наполненная общественной значимостью суть, и, конечно, острая пародийная трагикомичность. И спектакль «Дядюшкин сон» (Постановка Владимира Иванова) вобрал в себя чуть ли не весь этот творческий комплекс. Это подлинно вахтанговский спектакль, вселяющий надежду, что театр навсегда сохранит укоренившиеся вахтанговские традиции.  Музыкальный руководитель — Татьяна Агаева. «Дядюшкин сон» создан по одноименной повести Ф. М. Достоевского. Удачна инсценировка (Владимир Иванов и Павел Любимцев): удален ряд подробностей (напр., история отношений Зиночки с бедным учителем), но целостность основы произведения сохранена.

События происходят в захолустном городишке Мордасове, где царят скука, пьянство и пошлость, а избыток неуемной энергии агрессивных мордасовских дам поглощают сплетни и далеко не доброжелательные интриги. На почти пустой сцене (сценография художника Юрия Гальперина) справа — часть стены дома главной дамы города Мордасова Марии Александровны Москалевой (Мария Аронова). Окна дома подернуты серебристыми морозными узорами. У задней стены сцены — хилый, шатающийся мостик. Просторное сценическое пространство легко превращается то в городскую площадь, где собираются пышущие злобой мордасовские интриганки, то в гостиную Марии Александровны, то в загородный дом ее, где пьянствует опустившийся и безвольный супруг ее Афанасий Матвеевич (Спартак Сумченко). И в захудалый городишко этот волею судеб приезжает потерпевший в дороге аварию старый князь и останавливается в доме Марии Александровны. Городишко взбудоражен: слово «князь» производит на обывателей впечатление магическое. Мордасовские дамы, завидующие Марии Александровне и ненавидящие ее, получают новый стимул для «деятельности» — любым путем жаждут они напакостить и унизить Москалеву. А между тем у Марии Александровны — энергичной, умной и деятельной особы, загорается план во что бы то ни стало женить старого князя на своей молоденькой дочери Зиночке (Анна Дубровская), успевшей хлебнуть немало горя и ненавидящей захолустный и убивающий душу Мордасов. И Мария Александровна начинает действовать. Практически на ее деяниях и держится весь спектакль. Весь ум свой, всю энергию и решительность вкладывает она в воплощение задуманного плана. Да ведь и ей самой тоже тесно в этом затрапезном городишке. И она не просто властно действует, она витийствует, она мечтает: в ее воображении возникает реальная, манящая возможность вырваться из проклятого захолустья и пожить в прекрасном замке, окруженном парками и водоемами. Там царит дух рыцарства! Ей мнятся ярко освещенные белоколонные залы и балы с изящными дамами и кавалерами… Москалева — эта пожилая дама — явно не лишена романтики… хоть это, пожалуй, просто романтический бред. И она принимается за дело! А дел невпроворот. Во-первых, главное — уговорить Зиночку выйти за старого князя, но ведь и князя нужно во что бы то ни стало убедить, что женитьба на Зиночке — это его благо. А тут еще вертится влюбленный в Зиночку вертопрах Павел Мозгляков (Олег Макаров). И Мария Александровна прилагает все свое красноречие, рисуя Павлу воображаемую выгоду для него в случае женитьбы князя на Зиночке: ведь старый князь оставит Зиночке огромное состояние, и тогда Павел сможет жениться на богатой молодой княгине! Ведь только для него, для Павла, она и хлопочет! Ну, как же это он, глупец, сразу не догадался? Труднее уговорить Зиночку. Предложение матери, конечно, вызывает у нее протест. И происходит между ними откровенный тяжелый разговор. Разговор короткий, но Анне Дубровской удалось создать емкий образ девушки, перенесшей немало страданий. У нее сильный характер, но в душе ее что-то надломилось, и появилось ощущение полной безысходности. Ничто ей не светит. .. И посему, чтоб вырваться из Мордасова, она вдруг соглашается на брак с князем. А ведь это — словно головой в омут! А Мария Александровна продолжает энергичные хлопоты, приковывая к себе внимание всего зала. И когда, отправляясь в деревню за мужем, надевает она странную шляпу, похожую на головной убор Наполеона, она и сама напоминает военачальника самого высокого ранга, которому все подвластно. В спектакле много ярких впечатляющих сцен. Вот в доме Москалевой старый дряхлый князь спускается из своей комнаты в гостиную. С особым усердием обхаживает его Мария Александровна. И, когда по ее просьбе Зиночка исполняет для князя романс, случайно оказывается, что романс этот давно знаком князю, и пробуждает он в памяти князя его давнюю любовь. Князь вздрагивает. Он взволнован. С изумлением, как на волшебство, смотрит он на Зиночку. Он восхищен и благодарен, в нем проснулась жизнь, и, становясь на колени, делает он предложение. Что с того, что подняться с колен он не в силах? У Марии Александровны сил в избытке, она поднимает князя, усаживает и приводит в порядок его костюм. И свадьба обязательно состоялась бы, если бы князь не рассказал о предстоящей женитьбе на Зиночке ревнивому Павлу, который уверил его, что это сон. И добродушный князь всему поверил. Он всем верит, уговорить его можно на что угодно. Но как нелепа и зла радость набежавших мордасовских «доброжелательниц». Расстроенная Мария Александровна сидит, укрыв лицо ладонью. И, ей — Богу, жаль ее, потому что человеку, наделенному таким умом, такой энергией, такой решительностью, судьба должна была бы предоставить поле деятельности, приносящей пользу людям. Но… Сыграла Мария Аронова великолепно. От всей души поздравляем актрису с заслуженным присвоением высокого звания лауреата Государственной премии России. Уверены, что не раз еще порадует она зрителя созданием вдохновенных образов. Особо хочется выделить князя (Владимир Этуш). Немало видено мной «Дядюшкиных снов», и в каждом, разумеется, свой князь. Видено и множество спектаклей с участием Владимира Этуша. Он великолепный мастер и всегда покоряет зрителей. Но в этом спектакле в роли князя он, кажется, превзошел сам себя! Такого Владимира Этуша и такого князя не приходилось видеть никогда. Это огромная актерская победа! Князь не вызывает смеха, как в других спектаклях. Он одряхлел, потерял память, доверчив как дитя, со своими «ну, да», что вызывает острое сострадание. Но человечность, доброту не потерял. И когда Зиночка откровенно рассказывает ему, почему она согласилась выйти за него замуж, и просит поверить, что ухаживала бы за ним как дочь и была бы благодарна всю жизнь, уснувшее сердце старика окончательно просыпается. Теперь это — добрый, живой, старый человек, обладающий глубоко чувствующим сердцем и, как ни странно покажется, достоинством. И он снимает парик — зачем он ему теперь? Как трогателен князь, и как жаль его: ведь лишь аристократический титул ослепляет мордасовцев, словно рой мух, кружащихся вокруг него, но сам он как человек не нужен никому. Он одинок. Это безгранично волнует и наполняет горячим сочувствием к князю и великой благодарностью к исполнителю. Созданный образ останется в памяти навсегда. Да вот только, как сумел актер совместить все эти нелепые, смешные накладные усы и парики со столь притягательной, растроганной душой и отзывчивым сердцем — это остается тайной очень большого таланта. И, конечно, радостно, что Народному артисту СССР Владимиру Этушу присвоено звание лауреата Государственной премии России.  Сердечно поздравляю Вас, дорогой Владимир Абрамович, и от всей души желаю Вам здоровья и дальнейших больших и долгих творческих успехов! Они украшают жизнь.