Кто идет за «Дядей Ваней»
Из года в год церемонии «Золотой маски» стремятся к большей деловитости: ничего лишнего, суровый прагматизм и темп, главное, темп, который не дал бы соскучиться. На этот раз организаторы превзошли себя. Пожалуй, только Александр Титель, награждавший «оперу», позволил себе экскурс в историю и философию этого жанра, а Анастасия Светлова, получившая приз Жюри за предельность сценического существования в спектакле Евгения Марчелли «Катерина Ивановна» (Ярославский театр им. Волкова), вызвала горячие аплодисменты зала, сказав о том, что для ее семьи это особая радость — ведь она актриса в пятом (!) поколении.
Драма
Собственно, это и было главным эмоциональным содержанием церемонии — чувство уникальной театральной семьи, в которой могут не любить ее отдельных членов, раздражаться или завидовать, но отказаться от родства — не могут. И когда фаворит сезона Сергей Маковецкий (дядя Ваня в спектакле Римаса Туминаса) обескураженно смотрит на красную дорожку, по которой — так же обескураженно — идет Игорь Гордин, сыгравший в спектакле Ирины Керученко «Кроткая» (Московский ТЮЗ), — вновь торжествует театр с его метаморфозами. То, что лучшим спектаклем сезона назван «Дядя Ваня» Театра им. Вахтангова, ни для кого не было неожиданностью, но вот то, что след в след ему будет ступать «Изотов» Андрея Могучего, получивший сразу награды в двух номинациях («лучший режиссер» и «лучший художник»), — стало впечатляющим фактом новой театральной реальности.
Выразительно смотрелось отсутствие в зале главных конкурентов в «малой форме». Именно в этом разделе было больше всего представленных работ, проявивших силу прошлого театрального сезона. Трудный выбор между спектаклями «Триптих» Петра Фоменко, «Ничья длится мгновение» его ученика Миндаугаса Карбаускиса, «Wоnderland-80» Константина Богомолова, «Кроткая» Ирины Керученко, «Электра и Орест» Михаила Бычкова и еще шестью спектаклями из России, был сделан в сторону увенчанного лаврами Мастера. Так же предсказуемо высказалось жюри и по отношению к лучшей работе актрисы — ею была названа Ольга Яковлева, сыгравшая в спектакле Адольфа Шапиро «Обрыв» (МХТ им. Чехова). Общее голосование жюри выделило в конкурсе «Эксперимент» изысканную, безукоризненную работу Александра Огарева «Гвидон» на музыку Александра Маноцкова по произведениям Даниила Хармса (театр «Школа драматического искусства»). И это при том, что в конкурсе были ставший общественным событием спектакль «Час восемнадцать» Михаила Угарова (Театр.doc), мрачно-гротескные фантазии Дмитрия Крымова на темы Чехова и нашей истории «Тарарабумбия» («Школа драматического искусства»), сложнейшая комбинация исторических, психологических и социальных фантомов, придуманная режиссером Евгением Григорьевым и драматургом Ниной Беленицкой («Павлик — мой бог», Театр.doc).
Приз критики достался спектаклю «Экспонаты» из Прокопьевска. И потому, что актеры поразили свободой. И потому, что режиссер Марат Гацалов создал с художником особое место, где гипернатурализм переходит в современное экспозиционное пространство. И просто потому, что в маленьком городке под Кемерово стал возможным такой вызов — обществу и самим себе. Наконец, второй спецприз жюри достался проекту РАМТа «Молодые режиссеры — детям», в котором четыре ученика Сергея Женовача поставили четыре детских спектакля. Их «прорыв» председатель жюри Алексей Бартошевич оценил как «новое дыхание театра».