Еще одна Соня для Москвы
Московский театр имени Вахтангова открыл сезон «Дядей Ваней» в постановке Римаса Туминаса. Критики называют новый спектакль событием в театральной жизни российской столицы и не забывают при этом упомянуть экс-рижанку Евгению Крегжде в роли Сони. «На премьеру, кажется, не пришел только ленивый. Киношные режиссеры — от Хотиненко до Лунгина, театральные — от Женовача до Гинкаса, художники, артисты шли стройными рядами. Последним в зал вошел министр культуры Александр Авдеев, еще до премьеры побывавший на репетиции», — рассказывает в «МК» Марина Райкина. Столь пристальное внимание министра к премьере не случайно; когда одна половина Вахтанговской труппы обратилась «наверх» с просьбой отстранить Туминаса от должности художественного руководителя театра, а вторая грудью встала на его защиту, Авдеев сумел погасить конфликт.
Теперь в «Дяде Ване» блистательно играют и те, кто, по слухам, был против Туминаса, и те, кто точно был за. Все рецензенты без исключения особенно выделяют Сергея Маковецкого — Ивана Петровича Войницкого; Григорий Заславский в «Независимой газете» признается: «Гениально играет Сергей Маковецкий. Так, что хочется описывать каждый его выход, каждый поворот головы». «После премьеры „Дяди Вани“ у вахтанговцев можно смело утверждать, что назначение литовца Римаса Туминаса худруком почтенного российского театра было едва ли не самым мудрым и смелым шагом нашего Минкульта за последние годы. Даже не верилось, что одряхлевшую академическую сцену удастся реанимировать в столь сжатые сроки. А вот ведь удалось…» — считает Марина Давыдова из «Известий». Роман Должанский («Коммерсант») придерживается того же мнения: «Дядя Ваня», безусловно, самый серьезный спектакль вахтанговцев за последние, очень тусклые в этом театре, лет пятнадцать, а литовскому мастеру Римасу Туминасу как худруку труппы альтернативы нет». «Почти совершенство. Думаю, этот „Дядя Ваня“ так и останется первым и главным событием сезона до его завершения. (…) Но, наверное, самое важное открытие — это Евгения Крегжде в роли Сони», — пишет арт-директор Центра имени Мейерхольда, известный театральный критик Павел Руднев, отмечая «страсть и восторженность, бешеный темперамент» молодой актрисы и ее «способность к усиленным, напряженным монологам». «Хоть на чеховскую выставку отправляй», — оценивает Соню-Крегжде «Коммерсант».
Евгении Крегжде 27 лет. Восемь из них она живет в Москве, четыре — работает в Вахтанговском театре, куда ее пригласили сразу после учебы в Щукинском училище. За это время Евгения сыграла здесь три главные роли — Крессиду в «Троиле и Крессиде» Шекспира, Денизу в «Мадемуазель Нитуш» Эрве и Валентину в «Чулимске прошлым летом» Вампилова. Любопытно, что в другом знаменитом московском «Дяде Ване» — спектакле, поставленном в 2004 году Миндаугасом Карбаускисом в Театре под руководством Олега Табакова, — Соней была Яна Сексте, тоже бывшая рижанка…