Судьбу театра решили не поспешно
Забота о судьбе Римаса Туминаса (см. «НГ» от 30.04.09) и Театра им. Евг. Вахтангова была не напрасной. Римас Туминас остается. Официальной информации о продлении его контракта с Академическим театром имени Евг. Вахтангова пока нет, но ведь есть, как говорится, и альтернативные источники.
Итак, согласно этим другим источникам, министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев встретился с Римасом Туминасом, причем это была неформальная встреча. И уже тогда сказал известному литовскому режиссеру, что все с его контрактом в России в порядке, можно работать и об этом не беспокоиться. А в воскресенье, 10 мая, вечером Туминас устроил репетицию «Дяди Вани», полный прогон спектакля от начала до конца. С костюмами и с уже готовой декорацией. В зале сидели актеры театра, друзья, несколько журналистов, а кроме них — Авдеев.
Говорят, спектакль ему понравился. Но даже это неважно. Хочется сказать, что министр культуры в данном случае, как это видится мне, поступил как свободный человек. Ему стало интересно, и он пошел посмотреть, что же такого делает этот литовский гость, что одних заставляет бороться с его, римасатуминасовской «русофобией» и, что еще опаснее, невахтанговостью, а других — выступать в его защиту.
Мне (получается, как и Авдееву) спектакль, пусть еще и не готовый, понравился. Хотя что-то я так и не понял и в чем-то, мне показалось, спектакль вправду еще не готов, не все отношения определены, хотя, вполне возможно, неопределенность входила в предложенные режиссером условия игры. Что-то я не принял. Но в целом — даже жаль, что премьера откладывается на осень, поскольку лидеров в этом сезоне немного, а «Дядя Ваня» Римаса Туминаса тянет на шедевр, во всяком случае, пока движется в этом направлении.
Потрясающая получается работа у Сергея Маковецкого, который играет Войницкого. Играет и трогательным, и жалким, но — нормальным. Он — нормальный, мир — чуть-чуть перевернутый, а он — стоит на двух ногах. И этого мира не понимает. Очень смешно, на грани фола, но не переходя эту грань, играет профессора Серебрякова Владимир Симонов — так, что какие-то сцены и саму манеру его жестикуляции, его пластику, вернувшись домой, так и хочется повторять и разыгрывать перед родными: ну как же это здорово, черт возьми. Как одновременно смешно и трагически проходит их разговор, во время которого дядя Ваня предъявляет профессору свой суровый счет и одновременно тянется к нему с объятиями и тыкается в плечо — выше не дотягивается, и кажется маленьким-маленьким, почти ребенком на фоне взрослого и статного профессора. Которого только-только мы тоже видели жалким. «Что ты хочешь от меня?» — спрашивает его молодая жена. «Ни-че-го!» — с торжествующей безысходностью отвечает ей Серебряков, который в этой ночной сцене у Туминаса носится в ночной рубахе, в какие-то минуты напоминающей смирительную. И одновременно — как по-чеховски жестко.
Замечательны почти все — и Людмила Максакова в роли Войницкой, и Галина Коновалова в, казалось бы, небольшой роли няньки, и Сергей Епишев, и, конечно, Анна Дубровская в роли Елены Андреевны. Некоторые сцены хочется назвать гениальными. Но. .. надо дождаться премьеры и тогда уже выдать все эмоции — не хочется показаться голословным. Но, наверное, порадоваться можно уже сейчас: ведь этого спектакля могло не быть. А вот теперь будет, так что спасибо Авдееву можно теперь сказать и вообще, и в частности.