За тремя зайцами
Дорогой читатель, это не опечатка — речь пойдет о трех зайцах. Самое смешное, что третьим окажешься ты сам — потенциальный зритель, которого жаждет заполучить любой ценой каждый театр. В погоне за ним, то есть за тобой, иной раз приходится пускаться Бог знает на что…
Если мне не изменяет память, последний раз московские театры обращались к украинской классике по случаю ЗОО-летия воссоединения России и Украины. Тогда Центральный Театр транспорта — ныне Театр им. Н. В. Гоголя — возобновил комедию Г. Ф. Квитки — Основьяненко «Шельменко-денщик». На главную роль в 1954 году был приглашен сам Леонид Осипович Утесов. «Лишние билеты» спрашивали у Курского вокзала. Любимец публики среди прочих шлягеров исполнял «У черного моря», а затем, как бы спохватившись, говорил: «Ох, я кажется не в ту губернию заехал!» Восторг публики не поддается описанию…
И вот сегодня, когда Украина и Россия как будто вновь предпринимают шаги навстречу друг другу, Театр имени Евгения Вахтангова, что, кстати, ближе других к Киевскому вокзалу, поставил уморительно смешную комедию украинского классика Михаила Петровича Старицкого «За двумя зайцами». Два с половиной часа в зрительном зале несмолкаемо звучит смех и парит веселье. Режиссер А. Горбань, сперва «заводит» актеров, а те в свою очередь «заводят» и нас. Да так, что мы забываем обо всем на свете и от души смеемся над незадачливым женихом-парикмахером с выразительной фамилией Голохвостый и всеми, кто его окружает. Все соревнуются в выдумке и тратятся, что называется, «не щадя живота своего» так, что дым идет коромыслом. И поют, и пляшут, и вертятся колесом, соединяя украинский мелос с еврейским, немецким, английским. Если бы нашелся отважный человек, который мог бы хоть чуточку обуздать всю эту стихию, примирив нравы обитателей киевского Подола прошлого века с манерами аборигенов современного московского Арбата, поубавив бы при этом уровень звучания музыкальной фонограммы, чтобы мы могли не догадываться, по понимать, о чем говорят герои комедии, уверен, спектакль бы только выиграл.
А вместе с ним и актеры, многие из которых так давно не выходили на сцену, что мы уже успели о них и забыть. Оказывается, есть еще порох в пороховницах!
Что же касается М. Ароновой, то ее Проня может враз претендовать на все возможные театральные премии, и это будет совершенно справедливо, потому что такой смелой, отчаянной актерской работы на московской сцене давно уже не было. Это вовсе не означает, что другие не заслуживают добрых слов. Очень даже заслуживают! Просто в данном случае речь идет о явлении из ряда вон выходящем.
И все же как было бы здорово, если бы А. Горбань на одном из ближайших представлений сел в зал и посмотрел на свой спектакль со стороны. А вдруг он заметит досадные переборы, перелеты, захлесты, сомнительные по вкусу «находки», родившиеся, уверен, в погоне за третьим зайцем — желанием добиться успеха во что бы то ни стало! А ведь Михаил Старицкий предупреждал, что за двумя-то гонятся опасно. Голохвостый к этому предостережению не прислушался. Однако, может быть, А. Горбань, поступит по-другому?…