Инъекция радости жизни
Символично, что фантазия по мотивам оперетты Флоримона Эрве появилась на сцене Театра им. Евг. Вахтангова 60 лет спустя после прославившего эти подмостки спектакля Рубена Симонова.
В контексте местной истории скромница Дениза из монастырского пансиона «Небесные ласточки», блистательно исполнившая роль мадемуазель Нитуш в оперетте пансионского хормейстера Селестена (он же композитор Флоридор), едва ли не младшая сестра принцессы Турандот. Рубен Симонов обратился к «Мадемуазель Нитуш» в 1944 году, желая укрепить дух зрителей, поддержать их в лучших надеждах. Сегодня режиссёр Владимир Иванов и музыкальный руководитель и дирижёр Татьяна Агаева ставят свой откровенно жизнерадостный спектакль, по всей вероятности, руководствуясь тем же самым внутренним позывом.
В оперетте-буфф Эрве есть все возможности для подобного «отдохновения»: во-первых, комедийная фабула, в которой ликует не просто театр в театре, а именно оперетта в оперетте, во-вторых, масса любовных коллизий, где влюблённые то и дело теряют друг друга из-за наворота нарочитых обстоятельств, таинственные недоразумения, конспирация, подслушивания, обмороки. История эта, озорно представляющая нам, как, пользуясь сегодняшним языком, «от оперетты всем сносит крышу», словно специально написана для воплощения в фейерверке вахтанговской стихии. Вахтанговцы азартно и грациозно играют «жанр».
В спектакле всё подлинное — оркестр, пение, танцы… Музыка гремит, действие спектакля стремительно развивается, перемещаясь из пространства в пространство: из пансиона «Небесные ласточки» в расположение полка, оттуда в здание театра оперетты — сценография Бориса Валуева лаконична и достаточно условна, всё внимание зрителей сосредоточено на сюжете и его убедительном, даже в самых маленьких ролях, актёрском воплощении.
Хороши сцены с участием студентов Театрального института им. Б. Щукина, изображающих воспитанниц пансиона, артисток, офицеров, — здесь действительно чувствуется школа. Когда на сцену выпархивает стайка учениц в элегантных платьях, едва слышно переговариваясь между собой, на сцене и впрямь возникает ощущение щебета ласточек.
Исполнители главных ролей, как им в данном случае и должно, играют типажи. В роли Селестена-Флоридора, влюблённого лишь в свою Музу, но притом не лишенного здорового прагматизма, — яркий Виктор Добронравов. И пока разрозненные пары ищут друг друга, этот дебютант, новатор и экспериментатор, успевает снискать успех у публики сразу двух веков. И зрители Оперетты и Театра им. Вахтангова равно бурно рукоплещут чудаку Селестену, возможно, угадывая в нём черты самого Эрве, основоположника жанра оперетты-буфф. Жеманница Дениза (Нонна Гришаева) столь женственна и утонченна, что кажется, сейчас истает от своей утончённости. Влюблённый в Денизу лейтенант Фердинанд де Шамплатро (Алексей Завьялов) мужествен и готов на подвиги. Комическую пару близнецов — начальницу пансиона и её братца полковника Альфреда Шато Жибюса — играют любимцы публики Мария Аронова и Владимир Симонов. Они самозабвенно творят подлинно гротесковые образы и не устают смешить публику так же умело, как порой умеют вызвать у неё противоположные чувства. Мария Аронова играет даму, заковавшую несбыточные, как кажется ей, мечты о любви в корсеты монастырской жизни, смешную наседку-воспитательницу, жертву двойной морали, а Владимир Симонов — солдафона всех времён и народов, которого, ей-ей, невозможно пронять ничем.
Зрителям покажут и закулисье Оперетты — со здешней капризной примой Коринн (эффектная Лидия Вележева) и ловким слугой всех господ господином Директором (популярный «теленатуралист» Павел Любимцев), со всеми её интрижками и вульгарными шуточками, с неглиже и накладными париками. Но за всей этой опереточной мишурой постановщики улавливают главную мысль автора — и «лёгкий жанр» может звучать высоко, когда ему служат всерьёз.
Венчающая спектакль сцена триумфа мадемуазель Нитуш — Гришаевой звучит своего рода гимном искусству театра и гимном — более точное определение, право же, не подобрать — по-вахтанговски торжествующим.
Музыкальные критики, приходилось слышать, недовольны корректировкой музыкальной драматургии, включением в спектакль музыки других композиторов, в частности Россини, но жанр «фантазии по мотивам» эту вольность оправдывает. Проблема в другом — увлёкшись музыкальными «включениями», а также подробным показом перипетий, случающихся с главными героями, постановщики потеряли зажигательный ритм действа, заданный в самом начале. Три действия, растянутых почти на четыре часа, это, конечно, просчёт. Публика устаёт — жесты, шутки и мимика персонажей начинают повторяться… Но зрители всё равно довольны, они получили счастливый финал, в котором Дениза воссоединяется наконец со своим лейтенантом, Коринн уступает ухаживаниям полковника, а начальница обретает потерянного в молодости Лорио (Анатолий Меньшиков)… Оперетта не обманула её, а инъекция радости жизни в наши дни дорогою стоит.