Инъекция радости жизни

Нина Катаева, Литературная Газета от 20 апреля 2005

Символично, что фантазия по мотивам оперетты Флоримона Эрве появилась на сцене Театра им. Евг. Вахтангова 60 лет спустя после прославившего эти подмостки спектакля Рубена Симонова.

В контексте местной истории скромница Дениза из монастырского пансиона «Небесные ласточки», блистательно исполнившая роль мадемуазель Нитуш в оперетте пансионского хормейстера Селестена (он же композитор Флоридор), едва ли не младшая сестра принцессы Турандот. Рубен Симонов обратился к «Мадемуазель Нитуш» в 1944 году, желая укрепить дух зрителей, поддержать их в лучших надеждах. Сегодня режиссёр Владимир Иванов и музыкальный руководитель и дирижёр Татьяна Агаева ставят свой откровенно жизнерадостный спектакль, по всей вероятности, руководствуясь тем же самым внутренним позывом.

В оперетте-буфф Эрве есть все возможности для подобного «отдохновения»: во-первых, комедийная фабула, в которой ликует не просто театр в театре, а именно оперетта в оперетте, во-вторых, масса любовных коллизий, где влюблённые то и дело теряют друг друга из-за наворота нарочитых обстоятельств, таинственные недоразумения, конспирация, подслушивания, обмороки. История эта, озорно представляющая нам, как, пользуясь сегодняшним языком, «от оперетты всем сносит крышу», словно специально написана для воплощения в фейерверке вахтанговской стихии.  Вахтанговцы азартно и грациозно играют «жанр».

В спектакле всё подлинное — оркестр, пение, танцы… Музыка гремит, действие спектакля стремительно развивается, перемещаясь из пространства в пространство: из пансиона «Небесные ласточки» в расположение полка, оттуда в здание театра оперетты — сценография Бориса Валуева лаконична и достаточно условна, всё внимание зрителей сосредоточено на сюжете и его убедительном, даже в самых маленьких ролях, актёрском воплощении.

Хороши сцены с участием студентов Театрального института им. Б. Щукина, изображающих воспитанниц пансиона, артисток, офицеров, — здесь действительно чувствуется школа. Когда на сцену выпархивает стайка учениц в элегантных платьях, едва слышно переговариваясь между собой, на сцене и впрямь возникает ощущение щебета ласточек.

Исполнители главных ролей, как им в данном случае и должно, играют типажи. В роли Селестена-Флоридора, влюблённого лишь в свою Музу, но притом не лишенного здорового прагматизма, — яркий Виктор Добронравов. И пока разрозненные пары ищут друг друга, этот дебютант, новатор и экспериментатор, успевает снискать успех у публики сразу двух веков. И зрители Оперетты и Театра им. Вахтангова равно бурно рукоплещут чудаку Селестену, возможно, угадывая в нём черты самого Эрве, основоположника жанра оперетты-буфф. Жеманница Дениза (Нонна Гришаева) столь женственна и утонченна, что кажется, сейчас истает от своей утончённости. Влюблённый в Денизу лейтенант Фердинанд де Шамплатро (Алексей Завьялов) мужествен и готов на подвиги. Комическую пару близнецов — начальницу пансиона и её братца полковника Альфреда Шато Жибюса — играют любимцы публики Мария Аронова и Владимир Симонов. Они самозабвенно творят подлинно гротесковые образы и не устают смешить публику так же умело, как порой умеют вызвать у неё противоположные чувства. Мария Аронова играет даму, заковавшую несбыточные, как кажется ей, мечты о любви в корсеты монастырской жизни, смешную наседку-воспитательницу, жертву двойной морали, а Владимир Симонов — солдафона всех времён и народов, которого, ей-ей, невозможно пронять ничем.

Зрителям покажут и закулисье Оперетты — со здешней капризной примой Коринн (эффектная Лидия Вележева) и ловким слугой всех господ господином Директором (популярный «теленатуралист» Павел Любимцев), со всеми её интрижками и вульгарными шуточками, с неглиже и накладными париками. Но за всей этой опереточной мишурой постановщики улавливают главную мысль автора — и «лёгкий жанр» может звучать высоко, когда ему служат всерьёз.

Венчающая спектакль сцена триумфа мадемуазель Нитуш — Гришаевой звучит своего рода гимном искусству театра и гимном — более точное определение, право же, не подобрать — по-вахтанговски торжествующим.

Музыкальные критики, приходилось слышать, недовольны корректировкой музыкальной драматургии, включением в спектакль музыки других композиторов, в частности Россини, но жанр «фантазии по мотивам» эту вольность оправдывает. Проблема в другом — увлёкшись музыкальными «включениями», а также подробным показом перипетий, случающихся с главными героями, постановщики потеряли зажигательный ритм действа, заданный в самом начале. Три действия, растянутых почти на четыре часа, это, конечно, просчёт. Публика устаёт — жесты, шутки и мимика персонажей начинают повторяться… Но зрители всё равно довольны, они получили счастливый финал, в котором Дениза воссоединяется наконец со своим лейтенантом, Коринн уступает ухаживаниям полковника, а начальница обретает потерянного в молодости Лорио (Анатолий Меньшиков)… Оперетта не обманула её, а инъекция радости жизни в наши дни дорогою стоит.