Театр им. Евг. Вахтангова. Флоримон Эрве «Мадемуазель Нитуш»

Валерия Гуменюк, Театральная касса от 10 января 2005

Начать рассказ о спектакле «Мадемуазель Нитуш» хочется с фразы «А помните?..». И если вы по молодости лет не застали легендарный вахтанговский спектакль, поставленный в 1944 году, то наверняка вспомните фильм «Небесные ласточки» с Андреем Мироновым, Людмилой Гурченко и Александром Ширвиндтом в главных ролях. Да-да, «Небесные ласточки» — эта та самая старая добрая оперетта «Мадемуазель Нитуш», сочиненная французским композитором Флоримоном Эрве. И ее снова играют на сцене Театра имени Евгения Вахтангова.

«Мадемуазель Нитуш»-2004 словно шлет воздушный поцелуй тому шестидесятилетней давности спектаклю, поставленному в светлый период предчувствия долгожданной победы и окончания войны. На создание легкой опереточной атмосферы, царящей на протяжении почти четырех часов, режиссером Владимиром Ивановым были брошены лучшие силы театра и даже привлечены артисты со стороны.

Александр Олешко, выпускник Щукинского училища и ныне актер театра «Современник», вернулся на некоторое время к родным вахтанговским корням, чтобы сыграть роль беспокойного композитора Селестена. Владимир Симонов, который в последнее время снимался преимущественно в ролях влиятельных бизнесменов, совершенно неузнаваемо преобразился в комического героя. Его попугаистый полковник Альфред Шато с большим трудом справляется с координацией собственных движений, зато с удивительной прытью устремляется вслед за любой представительницей женского пола! Такому напыщенному солдафону очень подходит в подруги провинциальная примадонна Коринн: у героини Лидии Вележевой замашки настоящей театральной генеральши. С этой гренадерской парочкой контрастирует романтический дуэт будущей певицы Денизы и лейтенанта де Шамплатро — Нонны Гришаевой и Алексея Завьялова. Нельзя не упомянуть Павла Любимцева в роли нервного Директора оперетты, приходящего в ужас от нелепых выходок флегматичного Помрежа (Юрий Красков).

Что и говорить, потешных персонажей в этой оперетте и так хоть отбавляй. Но для большего комического эффекта режиссер решил наделить новыми чертами персонаж, у авторов отнюдь не являющийся смешным. Речь идет о роли Начальницы пансиона «Небесные ласточки», которая, по нашим представлениям, должна быть добродетельной и благородной женщиной. Но — раз! — и все переворачивается вверх ногами, потому что Начальницу играет Мария Аронова, и этим все сказано. Героини Ароновой — сильные женщины, и эта тоже не исключение. В порыве добродетельности и благородных чувств Гортензия готова смести с пути всех и вся, ее побаиваются и прислуга, и трусоватый Селестен, и даже ее собственный брат (тот самый бравый полковник). Но «мать-начальница», как называют ее в пансионе, женщина не только грозная, но и нежная. Уж если она любит, так во всю силу своей могучей души. А публика и так любит Аронову, актрису, которая может в одно мгновение заставить замереть в тишине только что хохотавший зал, потому что за комическим гротеском вдруг откроется и проглянет на какие-то секунды скрытое до сих пор одиночество, грустная история любви.

Не «Мадемуазель Нитуш» надо было бы назвать новый вахтанговский спектакль, а «Госпожа Начальница», ведь благодаря Владимиру Иванову и Марии Ароновой второстепенный персонаж превратился в еще одну главную героиню. И она тоже, как и все остальные, найдет под занавес спектакля свое счастье, к превеликому удовольствию зрителей.