«Мадемуазель Нитуш» вернулась

Нелли Проторская, Трибуна от 12 января 2005

В театре имени Вахтангова «Мадемуазель Нитуш» вернулась ровно спустя 60 лет. В 1944 году режиссер Рубен Симонов выпустил веселый спектакль, где в главных ролях блистали Галина Пашкова и Людмила Целиковская. На этот раз к «Мадемуазель Нитуш» обратился известный режиссер и педагог Щукинского театрального училища Владимир Иванов, который собрал потрясающий актерский ансамбль из своих учеников-вахтанговцев разных лет.

В ролях прелестной воспитанницы монастырского пансиона Денизы, она же мадемуазель Нитуш, выступила молодая талантливая актриса Нонна Гришаева. Роль Селестена, он же композитор Флоридор, на премьере 30 декабря с блеском сыграл Александр Олешко, актер театра «Современник».

Образ начальницы пансиона создала Мария Аронова, пожалуй, первая звезда Вахтанговского театра, чей комедийный дар знатоки сравнивают с талантом Марии Мироновой. Ощущение, что этой актрисе ничего не надо особенно делать, настолько она ярка и колоритна. В первой же сцене актриса, появившись с высоко взбитой прической, которую в народе называют «дулей», в пышных юбках, сильно грассируя, что придает образу особую пикантность, приковывает к себе все взоры. К тому же Мария Аронова в «Мадемуазель Нитуш» прекрасно поет, танцует и лихо садится на шпагат.

Совершенно удивил публику Владимир Симонов, перевоплотившись в смешного, страдающего детской шепелявостью, полковника Альфреда.

Удивила всех и Настасья Филипповна — Лидия Вележева. В роли капризной опереточной примадонны, лихо танцующей канкан, демонстрирующей свои стройные ножки.

Яркие комедийные актерские работы, красивые костюмы и декорации в розоватых тонах создали праздничное действо, которое длилось три часа сорок минут с антрактами. Владимир Иванов сохранил все перипетии знакомого сюжета, обозначив свою версию как музыкальную фантазию, где причудливо соединены стилистика оперетты и современного мюзикла. Все актеры поют в вахтанговской «Мадемуазель Нитуш» своими голосами без фонограммы под живой оркестр, приспособив для усиления голоса маленькие микрофончики.

Все остальное в спектакле выдержано в стиле мощной вахтанговской школы, которую щедро демонстрируют ученики постановщика, нынешние звезды вахтанговской сцены, молодая актерская поросль и студенты знаменитой «Щуки», занятые в ролях учениц пансиона и офицеров драгунского полка. Пожалуй, давно уже на сцене знаменитого театра не было столь яркого, феерического и столь легкомысленного действа.

Отметим, что легендарная «Мадемуазель Нитуш» Рубена Симонова не долго жила на сцене театра. В конце 40-х ее убрали из репертуара как чересчур буржуазную и легкомысленную, чуждую советскому зрителю. А сегодня, пожалуй, именно это и грандиозная актерская игра стали подлинными достоинствами новой постановки.