Русские привезли в Мадрид снег
Не огурцами едиными сегодня живет Испания и ее столица. В Мадриде кипят общественно-политические и культурные страсти. В частности, город захватил 28-й театральный фестиваль, и завершает его Московский театр им. Евгения Вахтангова, который в южную страну привез свой «Маскарад».
Надо признать, что российские пограничники самые любопытные и продвинутые. — А Маша Аронова едет? — спросил меня на паспортном контроле в «Шереметьево» молодой пограничник. — Нет, она не занята в спектакле. Едет Вележева. Устроит? — Ну, если сама Настасья Филипповна… — довольно благодушно протянул пограничник и шлепнул печать в мой паспорт. Да-да, и Настасья Филипповна, то есть Вележева, и принцесса Турандот, то есть Марина Есипенко, и Вольф Мессинг, то есть Евгений Князев, и другие замечательные актеры разных поколений прилетели в Мадрид.
Сам худрук и режиссер спектакля Римас Туминас вместе с новым директором прилетели сюда из Иерусалима, где с фантастическим успехом прошел «Дядя Ваня» — самый громкий спектакль прошлого сезона. А «Маскарад» оказался на мадридском фестивале самым большим проектом — все-таки 23 человека на сцене, а вся команда вместе с технарями где-то за 40. «Маскараду» отдали самую большую фестивальную площадку — театр «Де Каналь». В этом многоэтажном, но при этом элегантном по архитектуре здании из стекла — три зала, просторные фойе, бесконечные лестницы с переходами. «Маскарад» дают в зале на 800 мест.
Мадрид встретил нас неожиданным похолоданием (с 35 до 17 градусов), политической активностью граждан, но манифестации на площади дель Соль как-то успокаивают. Потому что если послушать протестующих и почитать петицию, которая гуляет в Интернете, то понимаешь, что Россия не самая забытая и проклятая Богом страна. Здесь такая же коррупция, алчные чиновники, в общем, полный правительственный беспредел. Разница только в том, что мы не выходим на улицу. Что касается ядовитых огурцов, отправленных Испанией в Европу, то испанцы уверяют, что не их, а голландские огурцы стали причиной подозрительной эпидемии. Но из меню кафе и ресторанов Мадрида огурцы точно исчезли. Вот такой фон в этом году у 28-го театрального фестиваля.
Начиная с 11 мая здесь 30 компаний дали 140 представлений, сыграли четыре мировые премьеры. Свои работы показали Питер Брук, Саша Вальц, Ян Фабр, Ромео Кастеллуччи. Кстати, последний именно после Испании сыграл в Москве свою шоковую премьеру «Концепция лика Сына Божьего». Программу завершает снежный, трагически-романтичный «Маскарад» из России. Правда, накануне «Маскарад» в плотно упакованном виде валялся на сцене театра «Де Каналь». Кинематографический снег в шести мешках, меховые шары, которые катают по сцене, сдуты. Скульптуры не расчехлены и ждут, пока испанские и наши монтировщики разведут по местам штанкеты.
Евгений Князев (исполнитель роли Арбенина), он же ректор Щукинского училища, пока не начали играть, отправился в Толедо, невероятной красоты древний город, родину Эль Греко, где вместе с новым директором Вахтанговского Кириллом Кроком придумал проект «Вахтанговская трилогия», который сделает более эффектной и эффективной связь театр — школа-студия. Свой первый спектакль вахтанговцы отыграют в выходные — все спектакли на фестивале начинаются довольно поздно — в 20.00-21.00.