«Маскарад» Римаса Туминаса: дежавю по-вахтанговски
Московские театралы в ожидании громкой премьеры: сегодня Театр имени Вахтангова приглашает публику на «Маскарад» в постановке Римаса Туминаса. Причин повышенного интереса к новому спектаклю несколько. Прежде всего — это сам знаменитый Театр имени Вахтангова, который с приходом в него Римаса Туминаса вновь стал одним из наиболее популярных в Москве.
Возглавив труппу в 2007 году, выдающийся литовский режиссер в своей репертуарной политике значительное место отводит русской классике. Его прочтение «Дяди Вани» Чехова, представленное в этом сезоне, произвело фурор в театральном сообществе и имело огромный успех у зрителей. Теперь Туминас выводит на сцену героев драмы Михаила Лермонтова «Маскарад». И в этом кроется еще одна интрига сегодняшней премьеры.
Дело в том, что десять лет назад он уже показывал в Москве «Маскарад», поставленный им в Малом театре Вильнюса. Спектакль произвел ошеломляющее впечатление: тонкая игра страстей разыгрывалась на почти пустой сцене, чуть припорошенной бутафорским снегом — ни пышных интерьеров бальных залов, в которых в XIX веке собиралась петербургская знать, ни шикарных костюмов, вместо карнавальных масок…коньки. Будет ли все это перенесено на московскую сцену, где, кстати, эту пьесу в стихах уже однажды ставили?
Спектаклем тогда «дирижировал» Рубен Симонов, в дальнейшем руководивший труппой почти три десятилетия. Премьеру сыграли 21 июня 1941-го года, накануне вероломного нападения Германии на СССР. Вскоре во время обстрела в театр попала бомба, убив дежурившего в здании исполнителя роли Звездича — Василия Кузу. Война прервала жизнь спектакля, и все же он оставил в российской театральной истории ярчайший след: именно для «Маскарада» в Театре имени Вахтангова Арам Хачатурян написал свой знаменитый «Вальс».
Основной мотив пьесы Лермонтова — костюмированный бал с любовной интригой — уже сам по себе привлекателен для Театра имени Вахтангова, стилистика которого основывается на концепции «театра-праздника». Не случайно несколько лет назад были задумки включить в его афишу вильнюсский спектакль, периодически уступая подмостки литовским гастролерам. Но вышло иначе. Римас Туминас предпочел авторское повторение в исполнении самих вахтанговцев, уверенный, что, благодаря особенностям этой школы и, в первую очередь, индивидуальности каждого актера в отдельности, это будет совершенно иной «Маскарад».
Главного героя пьесы, Арбенина, сыграет Евгений Князев. Каждая новая роль даже для такого мастера, как он, очень волнительна, тем более, когда речь идет о работе со смелым экспериментатором Римасом Туминасом.
«Туминас нам объявил на одной из репетиций: „Врубель же написал своего „Демона“ по мотивам „Демона“, вот и я сделал авторскую редакцию“. А от себя могу сказать, что в этом спектакле есть эмоции, во всяком случае для меня, чувства, которые я получал от прочтения пьесы…», — сказал Евгений Князев. «Шоу клоунов, трагифарс, печальная комедия масок, опрокинутая в наши дни и закружившаяся под звуки вальса Хачатуряна» — так можно определить жанр постановки.
Но структура спектакля во многом повторяет вильнюсскую версию: по-прежнему кружит бутафорский снег, вовлекая в свою кутерьму людей, все злословят, шутят, морочат. Безумно начатая интрига обрастает подробностями, домыслами и катится, как снежный ком, на жертву и искусителя. Здесь стоит, пожалуй, вспомнить о том, что при жизни Лермонтова «Маскарад», его единственная поэтическая пьеса, не увидела света рампы: автора обвиняли в острой критике высшего света — его никчемности и праздности. Вслед за Лермонтовым Туминас наделяет главного героя Арбенина умом и мятежным духом, рождающим в нем внутренний протест против уклада жизни великосветского общества. Но, связанный с ним рождением и воспитанием, он вынужден жить по его законам. Оказавшись в центре коварной интриги с утерянным браслетом, он, пытаясь защитить свою честь, ослепленный ревностью и самолюбием, убивает свою юную жену Нину.
В спектакле ее роль в очередь играют две недавно принятые в труппу выпускницы существующего при Театре имени Вахтангова Училища имени Щукина. Нина появляется на сцене на пуантах — совсем беззащитная девочка, ставшая жертвой пороков взрослых… Впрочем, о главной идее спектакля накануне премьеры режиссер предпочитает говорить с юмором.
«Мысль такая! Если женщина решила согрешить, то лучше оставить все украшения дома — можно потерять, от этого случаются трагедии. В „Отелло“ — платок, тут — браслет…» — сказал Римас Туминас.
Что ж, известный мизантроп Римас Туминас по-прежнему смотрит на героев печально и насмешливо. И уж если первый «Маскарад» Туминаса называют самым пленительным спектаклем конца прошлого столетия, то и «дубль два», рожденный в стенах Вахтанговского театра, наверняка «выстрелит», не потонув в стремительном вихре времени и его новых «маскарадах».