«Маскарад» вернется в театр Вахтангова спустя семь десятилетий

Наталья Курова, РИА Новости от 20 января 2010

Спектакль «Маскарад» по одноименной драме Михаила Лермонтова в четверг вновь возвратится на сцену театра имени Вахтангова, где впервые появился в июне 1941 года, но прервался из-за начавшейся войны. «Маскарад» будет представлен в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса.

Режиссер уже ставил этот спектакль в Вильнюсском Малом театре, где он идет уже 12 лет.

«Говорят, в одну и ту же воду дважды не входят, но это неправильно, — считает Туминас. — Вода течет, выносится в моря и океаны, затем испаряется, собирается в тучи и вновь проливается в ту же реку. И я вновь вхожу в эту воду с удовольствием зимой, когда она покрыта льдом. И мы должны растопить этот лед, согреть воду своей игрой, театральностью. Ведь под этим льдом — загадочный, интереснейший мир. Этот спектакль как полет пули, попавшей прямо в сердце Лермонтова на дуэли. В полете и попадании в сердце — главное в этом спектакле».

Нынешний «Маскарад», по словам режиссера, это не повторение вильнюсского спектакля, а новая авторская версия. Он отметил, что структура спектакля не изменилась, «а вот сама история и отношение к ней изменились», так как и сам режиссер стал другим, и в спектакле заняты другие артисты, другие индивидуальности, «каждый из которых вносит что-то свое в этот спектакль».

«Я не изменял структуру, и она есть и останется неизменной, даже если еще через десять лет я вновь захочу поставить „Маскарад“, — сказал Туминас. — Снег, двор, они останутся такими же, они не меняются. Мы все родом из детства, которое проходило в этих дворах, оттуда мы уезжали и потом возвращались, и они все такие же, только мы стали другими. Мы кем-то старательно становились — приобретали звания, должности, чины. Мы отказывались фактически от себя самих, своего детства и понимали это только в конце жизни, но было уже поздно. Наверное, этот круг жизненных вопросов меня более всего и интересует».

Главного героя — Арбенина — режиссер не хотел бы оправдывать, но и не считает его злодеем, убийцей. Он считает, что не дело театра выносить приговор, а вопрос «кто прав, кто виноват» давно перестал его интересовать в данном случае. Арбенина же Туминас рассматривает как жертву.

«Каждый может попасть в такую или похожую ситуацию. Нам всегда кажется, что другие могут ошибаться, но только не мы, мы всегда правы. Но наши действия подчинены судьбе, року. Они и определяют, они управляют нами. И может быть, это рок протягивает руку с мороженным, в котором яд. Надо бояться не прокурора, а Бога, и тогда не поднимется рука на другого. Надо верить», — сказал он, добавив, что миссия искусства и театра и заключается в том, чтобы нести эту веру.

«Арбенин попытался жить по божьим законам, он хотел и стремился изменить себя — и это стоило ему многих усилий. Он призывал и просил помочь ему в этом. Но люди, как правило, не помогают тем, кого они уже однажды определили как вора, убийцу или злодея. Трудно воспринимается стремление человека измениться, и подчас своим равнодушием и безверием люди вынуждают совершать преступления. „Маскарад“ — это правда о людях и о жестоком мире», — уверен режиссер.

В спектакле «Маскарад» звучит знаменитый вальс Арама Хачатуряна, который был написан специально к вахтанговскому спектаклю «Маскарад» в постановке Андрея Тутышкина 1941 года и посвящен исполнительнице роли Нины — Алле Казанской. Впервые он прозвучал 21 июня 1941 года.

«Более всего я рад, что вальс возвращается в дом, где был рожден, — сказал Туминас. — Он еще окончательно не пропитался атмосферой Вахтанговского театра, его сценой, кулисами, но это произойдет. Вальс был написан для этой сцены, он звучал здесь и трагически оборвался. И я счастлив, что он вернулся в дом, где ему и дальше жить».

Спектакль «Маскарад» Вильнюсского Малого театра Туминас уже дважды привозил в Москву, а сейчас вахтагновцы готовятся нанести свой визит в Литву в апреле и показать свои работы «Дядя Ваня» и «Троил и Крессида».