«Матренин двор» на вахтанговских подмостках
В московском театре им. Вахтангова к 90-летию нобелевского лауреата Александра Солженицына состоялась премьера спектакля «Матренин двор» Москва.
В свое время Матрена стала собирательным образом — ее история была, с одной стороны, очень личной и ничем не примечательной, но с другой — настолько типичной, что имя героини стало нарицательным. Писатель взял за основу сюжет из деревенской жизни — и в его небольшом рассказе, вышедшем тиражом чуть более трех миллионов (в «Новом мире», а затем в «Огоньке»), увидели траекторию судьбы целой страны. Вот знакомятся Матрена и Игнатьич, вот неспешно протекают их нехитрые будни, вот разоряется их двор, а сама Матрена — погибает. Однако за этим монотонным повествованием угадывались истории тысяч женщин — каких-то по-особому просветленных, мудрых и сохраняющих внутреннее достоинство, несмотря на нерадостные внешние обстоятельства.
Как отметил исполнитель одной из главных ролей, Александр Михайлов: «живет какая-то бабушка. А потом понимают — там же Шекспир!». К слову, первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведника» — однако по настоянию главного редактора «Нового мира» Александра Твардовского, понимавшего, что произведению с таким названием никогда не суждено быть опубликованным в журнале, появился заголовок, который сегодня известен любому студенту.
Актеры Александр и Елена Михайловы оставили театр много лет назад — в 1987 году: Александр стал преподавателем закона Божьего, а Елена — дирижером церковного хора. Причиной возвращения на сцену стала возможность постановки «Матрениного двора», о которой они мечтали еще с первого курса Щукинского училища. Идею инсценировки поддержали режиссер и профессор «Щуки» Владимир Иванов и новый худрук Вахтанговского театра Римас Туминас. К слову, постановка произведений Александра Солженицына — довольно редкое явление: его тексты сложно адаптируются к театральным подмосткам. Создатели «Матрениного двора» вынашивали проект более двадцати лет, они внимательно изучали не только сам рассказ, но историю его написания, консультировались с женой писателя Натальей Солженицыной. Ведь Солженицын писал не об абстрактной деревенской женщине, а о конкретной — и она, по словам Елены Михайловой, точно так же, как и Матрена, помогала людям, ничего не ожидая в ответ.
«Сколько мы таких женщин встречали!, — сказала в интервью Елена Михайлова, — И прежде всего, это Сашина бабушка. Она всю жизнь прожила в Луховицах, была верующей женщиной, с образованием — 4 класса. Но она была мудрейшая! И почти весь наш реквизит из ее разоренной избы. Иконы. Платки. Я играю в ее платье. Это все живая реликвия».