Спектакль о настоящем человеке
В московском театре имени Вахтангова приготовили подарок к 90-летию Александра Солженицына. В это воскресенье состоится премьера спектакля по одному из самых известных его рассказов.
Декорации к спектаклю «Матренин двор» крайне аскетичны, но за полтора часа, проведенные в театре, зритель зримо увидит жизненный путь главной героини: от дома, куда ее привел муж, до креста на деревенском погосте. Красный угол с обязательной в избе иконкой — даже во времена пропаганды атеизма, когда молиться приходилось украдкой.
Матрена — та самая праведница, что Солженицын вывел в заголовок «Не стоит село без праведника». Но Твардовский в 63-м году попросил название изменить на «Матренин двор», понимая, что иначе рассказ опубликовать в «Новом мире» не удастся.
Он очень автобиографичен. Игнатьич — это тот же Исаич, который жил в избе Матрены Васильевны Захаровой, которая так трагически погибла», — считает Наталья Солженицына, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына. Это — не инсценировка по мотивам, говорит Наталья Дмитриевна. Это просто текст, который представляют актеры. Точно, умело, тактично.
— Скажите, не нужны ли вам математики? Где-нибудь подальше от железной дороги. Я хочу поселиться там навсегда. Игнатьич — Александр Михайлов — в жизни преподаватель Закона Божьего, Матрена — Елена Михайлова — дирижер церковного хора.
Выпускники Щукинского училища, они оставили театр в поисках Бога, но спустя десять лет вернулись, чтобы осуществить мечту — поведать о судьбе деревенской женщины, которую не озлобили страдания и потери. Чтобы рассказать о настоящем человеке.
«Я заметил, у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Реквизит — скромный, но не казенный. Фотография родной бабушки. Это — изображение самой Матрены. Рукомойник — точно такой же, как в родной деревне, говорит актер. Даже зеленое одеяло — это дедушкино одеяло. Для нас это, кстати, это очень дорого, потому что это — какая-то теплота, какое-то чувство, что это не просто бутафория, это настоящие, живые вещи», — рассказывает актер Александр Михайлов.
«Это реальный человек, но это собирательный образ. И не только русской женщины и русского человека. А как Анна Ахматова сказала: «это не Матрена погибла под поездом, это всю нашу деревню и Россию пустили под поезд», — говорит актриса Елена Михайлова.
Режиссер Владимир Иванов заметно нервничает. Во время спектакля часто записывает ремарки. Взяться за «Матренин двор» ему предложили Михайловы, буквально заразив своей любовью к рассказу, сокращать который, говорит он, было тяжело, но необходимо.
«Все жалко! Особенно человеку, который практически знает это наизусть. Конечно, жалко каждое слово, каждый образ, каждое определение, каждый абзац», — говорит режиссёр Владимир Иванов, профессор Щукинского училища.
«Матрена пронзает, — убеждена Наталья Солженицына. — Она не играет — она живет на сцене. И зал захвачен. Я думаю, в этом скоро все убедятся».