Большая история большой страны
На сцене театра имени Вахтангова построили Матренин двор; по счастливому стечению обстоятельств, премьера состоится в год 90-летия автора.
Рассказ Александра Солженицына «Матренин двор» изначально назывался «Не стоит село без праведника». На дворе был 1963 год. И невозможно было напечатать произведение с таким заголовком. Тогда вмешался Александр Твардовский и предложил название, которое сегодня известно каждому.
На сцене театра имени Вахтангова построили Матренин двор. По счастливому стечению обстоятельств, премьера состоится в год 90-летия автора. Премьера спектакля — в воскресенье, а накануне — прогон для прессы. Актеры попросили отключить или заклеить индикаторы записи — красные огоньки на камерах. Сначала было непонятно, зачем, почему. Потом, начался неспешный спектакль. Очень негромкий. Неяркий. Поначалу, это даже как-то раздражало. Но оказалось, что именно такая реакция и входила в планы авторов спектакля.
Александр Михайлов, актер:
— У нас же многие приходят усталые, могут даже немножко покемарить. Потому что действительно атмосфера — быт, быт. Живет какая-то бабушка. А потом понимают — там же Шекспир! В какой-то момент переходишь от наблюдения к сопереживанию. Потому что как-то очень знакома главная героиня. Потому что хоть и прошло почти полвека, а вроде и не изменилось ничего.
Актеры Александр и Елена Михайловы ушли из театра в 1987 году. Александр тогда был популярен, зрители полюбили розовощекого героя из «Формулы любви». А ему хотелось чего-то большего, настоящего, без лжи. «Матренин двор» зрел давно. История какая-то очень личная.
Елена Михайлова, актриса:
— Сколько мы таких женщин встречали! И прежде всего, это Сашина бабушка. Она всю жизнь прожила в Луховицах. Она была верующая женщина. Образование было 4 класса. Но она была мудрейшая! Вот я вам честно скажу. Почти весь реквизит — это из ее разоренной избы. Иконы. Платки. Я играю в ее платье. Это все — живая реликвия.
На наших глазах Матрена и Игнатьич знакомятся. Проживают кусок жизни. С тем, что мыши по стенам, кошка пропала. Козу подоить. На наших глазах разоряют Матренин двор. На наших глазах погибает Матрена. И из всего этого бытописания одного двора складывается большая история большой страны.