Как Максакова отстояла «Пиковую даму»
Первой выступала Людмила Максакова. Два спектакля Петра Фоменко — «Без вины виноватые» по Островскому и «Пиковая дама» по Пушкину — она назвала событиями в мировой театральной жизни. Особенно хвалила второй:
— В этом спектакле существует триединство: гений Пушкина, великий режиссер и ансамбль замечательных актеров-вахтанговцев, с которыми Петр Наумович Фоменко смог проделать такой эксперимент — перевести прозу Пушкина на язык драматургии. Результат вы увидите сами.
— Спектакль мы играем 12-й сезон, — отметила Юлия Рутберг, воплотившая на сцене Тайную недоброжелательность. — Он пережил все трансформации, что происходили в русском театре конца ХХ — начала ХХI века. Спектакль взлетел и летал, потом приземлялся, почти умирал. В последние два-три года он опять получил новую жизнь — потому что доказал, что он, как потрясающий коньяк, чем дольше существует в нашем репертуаре, тем ценнее становится для артистов (мало спектаклей такого уровня поставлено за последние годы). А во-вторых, сама режиссура Петра Наумовича… Это такое сладостное чувство, когда со временем дорастаешь до понимания того, что сделал режиссер. Смотришь, как коллеги играют сцены, и наслаждаешься тем, как это придумано, как сделано, как наполнено. Сколько лет существуют эти потрясающие «гвозди», забитые Петром Наумовичем, на которые натянут смысловой каркас спектакля. Мы не выходим за те ограничители, что он поставил. Думаю, этот спектакль во многом поддерживает культурный уровень самого Театра им. Вахтангова.
Чтобы быть в спектакле такой загадочной, мне пришлось приложить много сил, эмоций, нервов. Фоменко прежде всего сам себе поставил капкан: было трудно придумать, как на базе одного эпиграфа может существовать персонаж Тайная недоброжелательность. Для этого должна была быть железная логика. Но наша профессия, театральное искусство тем и прекрасны, что позволяют играть ассоциативные вещи — Время, Совесть, Альтер-эго, что хотите! Я счастлива, что в моей жизни есть этот спектакль. И еще я счастлива, что прошла через систему Фоменко. Мы — его ученики. И то, что нам удается держать спектакль в форме, говорит о том, что мы чему-то научились. Надеюсь, что спектакль будет жить и приносить людям радость. Во всяком случае, когда в маленьком эстонском городке Вильянди зал встал, мы поняли, что, наверное, этим спектаклем нам удалось сделать что-то очень важное и доказать людям, что искусство театра — это способ общения, который объединяет людей и заставляет трепетать сердца. Надеюсь, что то же самое будет и здесь.
Евгений Владимирович Князев со свойственным ему юмором сказал: — Согласен с предыдущими ораторами. Сижу и думаю: боже мой, хвалим сами себя… Этот замечательный спектакль буквально спасла Людмила Васильевна Максакова. Если бы она его не защитила, мы бы здесь не сидели. У нас были с ним большие сложности. В угоду тому, что в театре делается капитальный ремонт и сломан сарай, я серьезно говорю, и в угоду компактным спектаклям на время ремонта, спектакли с большими декорациями хотели убрать из репертуара. «Пиковая дама» была в этом списке. Но благодаря героизму Максаковой мы отстояли этот спектакль. И я лично горжусь, что в нем играю. И считаю Фоменко своим учителем на всю дальнейшую жизнь.