Беседа о вечности в Театре Вахтангова
«Театр должен говорить о добром и вечном», — утверждает новый художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас. «Беседой о вечности» можно назвать и сегодняшнюю премьеру вахтанговцев. Две одноактные пьесы современных европейских авторов — «Последние луны» Фурио Бордона и «Тихая ночь» Гарольда Мюллера — режиссер представил как спектакль в двух действиях.
Постановка задумывалась как бенефис двух вахтанговских звезд — Ирины Купченко и Василия Ланового, и все же главным основанием для необычного режиссерского решения стала тема, объединяющая обе истории. Современное российское общество предпочитает не задумываться о неизбежном финале «праздника жизни». Рассказывают «Новости культуры».
В пьесе «Последние луны» читается банальный, хрестоматийный конфликт отцов и детей: сын отправляет отца, героя Василия Ланового, в дом престарелых. В «Тихой ночи» героиня Ирины Купченко уже живет там и отчаянно ждет Рождества — волшебного времени, когда сын забирает ее оттуда. На самом деле, эту историю можно трактовать совсем по-другому: как повествование о том, как страшно и одиноко стареть, и в то же время, как это естественно, неизбежно и прекрасно.
«Их праздник жизни продолжается. Он не заканчивается, даже когда меняются обстоятельства. Труднее всего начать жизнь снова, может быть, поступить иначе», — говорит Туминас. Вообще, в современном обществе тема старости редко пробивается к зрителю. В театре и кино куда как проще говорить о проблемах полового созревания.
«Хватит ржать, как сказали в фильме »12« у Михалкова. Давайте уже серьезно подумаем и Новый год встретим с добрыми побуждениями и переоценим наше отношение к родителям, к ветеранам», — призывает заслуженная артистка России Елена Сотникова.
Римас Туминас, конечно, не остросоциальный режиссер. К тому же он склонен поэтизировать ожидание или предчувствие смерти. Он будто рассказывает страшную, пронзительную сказку к Рождеству. Как «Девочка со спичками» у Андресена.