Ностальгический спектакль по пьесе советского драматурга Юлиу Эдлиса в Театре им. Вахтангова.
Спектакль Олега Форостенко стал первой премьерой юбилейного сезона и был показан в камерном пространстве Малой сцены легендарного театра. Зрителям постарше хорошо знаком одноименный фильм 1992 года, в котором в ролях четверки провинциальных актрис снялись Людмила Гурченко, Нина Усатова, Ольга Остроумова и Светлана Рябова. И хотя сравнения неизбежны, о работе вахтанговских прим можно и нужно рассуждать вне киноконтекста.
За основу спектакля Форостенко взял произведение замечательного советского драматурга Юлиу Эдлиса. Сюжета там никакого нет, зато есть глубокие монологи-диалоги четверых героинь. Как следствие — какой-то сверхоригинальной режиссуры, выдающегося концепта и даже неожиданных декораций в спектакле нет. Задачей очевидно было раскрыть характеры, через увеличительное стекло показать женскую суть, умение любить и жертвовать, наконец, дать возможность зрителю проникнуться чужой судьбой. Точнее судьбами.
Четыре актрисы провинциального театра оказались в одном купе в поезде, везущем их на гастроли в Москву. Разный возраст, разные типажи и актерские амплуа уходят на второй план перед фактом, что все любят одного и того же мужчину, режиссера своего театра. Две — бывшие жены, одна — жена настоящая, четвертая — любовь вечная и несбывшаяся. В таком обществе закономерны страстное выяснение отношений, сведение старых счетов, ревность, зависть к актерским и личным удачам, разговоры за жизнь.
Все это мастерски играют вахтанговские актрисы. Удается им и взаимное прощение, и растущее чувство симпатии друг к другу. Важно подчеркнуть, что героини Эдлиса очень наивны, даже нелепы. И если зритель, знакомый с пьесой, будет этому умиляться, то современная публика цинично усмехнется. Не удосуживаясь вникнуть в особенности про- и постсовесткой драматургии. Здесь очевидна сознательная заявка на «старомодность», зрителя не хотят ни шокировать, ни развлекать.
Спектакль сделан как негромкий, но все же пронзительный призыв увидеть за театральным фасадом реальные судьбы. Не столько театральное закулисье, сколько «задворки» души. Детская наивность Щипалиной (Вера Новикова), природное обаяние простоватой Рудаковой (Ольга Чиповская), нарочитая наглость Донцовой (Екатерина Симонова), глубокая мудрость Гараниной (Агнесса Петерсон), даже вековая усталость проводницы (Ирина Калистратова)…
В этом спектакле ярки все женские типажи, однако они далеки от формальных схем. Образы обескураживающе правдоподобны, интонации искренни, а все «пережитое» ими закономерно вызывает сострадание. Которое, к слову, никак не связано с ностальгией по несуществующей стране и ее проблемам (главного героя-смелого и талантливого режиссера некогда припугнули расправой и вынудили уехать на периферию). Кумир актрис в финале умирает от инфаркта, и поезд из Москвы в Харьков в итоге везет героинь в совершенно другую жизнь. В которой чего-чего, а второй большой любви не будет точно. А что будет — решать зрителю, умеющему сопереживать и думать.