Шекспир на злобу дня
«Троил и Крессида» — первый спектакль Римаса Туминаса, выпущенный им в Театре имени Вахтангова в должности худрука. Эту премьеру театралы ждали с особым нетерпением. Последняя работа литовского режиссера — «Горе от ума» в «Современнике» — наделала немало шума, и многим заранее мерещился скандал. Было любопытно, каким испытаниям подвергнут классику на этот раз и как довольно тяжеловесная пьеса Шекспира впишется в праздично-улыбчивый репертуар вахтанговцев? Но, как оказалось, зря волновались.
Туминас не слишком далеко отошел от оригинала и поставил пьесу в привычном для вахтанговцев комедийном ключе. Жанр спектакля определен как «сатирический фарс». Итак, на сцене чистое театральное безумие, то самое, за которые так ценятся актерские капустники. Абсурдность происходящего ощущается абсолютно во всем. Сценография — груда античного мусора и нависший над сценой огромный деревянный таран; костюмы героев — кокетливые туники, подчеркивающие далеко не героические животы. Образы персонажей кажутся слишком эпатажными, не шекспировскими.
Но при внимательном чтении пьесы становится ясно, что Туминас не придумывал от себя, а развивал то, что было у автора: сделал уродства явными, подчеркнул телесные формы, не утаил ориентацию. В результате по сцене разгуливают презабавные герои комиксов, не имеющие ничего общего с персонажами древнегреческих мифов и Гомеровой «Илиады». Ахилл (Виктор Добронравов) — гей-коротышка, нервно потрясающий в воздухе своей знаменитой пятой. Его сожитель Патрокл (Сергей Епишев) — гигантский жеманный трансвестит на котурнах. Аякс (Евгений Косырев) — уморительный толстяк в неприлично короткой тунике. И это еще не все, что придумал Туминас.
Шокирующими картинками остаются в памяти «безобразный и непристойный грек» Терсит (Юрий Красков) — существо с походкой киношных монстров и непомерно большим задом и дородная «красавица» Елена, из-за которой, собственно, все началось… Елену играет Мария Аронова. Она появляется на пять минут в конце первого акта и сражает зрителей демонстрацией огромного и совершенно голого тела… При внимательном рассмотрении тело оказывается бутафорским.
Весь спектакль состоит из подобных изощренных выдумок. Некоторые из них совершенно неожиданны. Например, статный блондин Улисс (Олег Макаров), разнервничавшись, откладывает внушительных размеров яйцо… А один из героев в гневе выдергивает из-за кулис буднично одетого человека — кто это был, зрителям остается только гадать.
С большим юмором обыграна короткая история любви Троила (Леонид Бичевин) и Крессиды (Евгения Крегжде): пока они предаются страсти под столом, куда попали по принуждению дядюшки-сводника, этот же дядюшка — блистательный Пандар Владимира Симонова — рассуждает о США и двигателях военного времени. Кажется, что Шекспиру эти сцены совершенно не идут, но, как ни странно, они помогают режиссеру быть понятым. «Троил и Крессида» — озорное представление на невеселую тему. Все происходящее на сцене нелепо и абсурдно, точно так же, как нелепа и абсурдна любая война. По мнению режиссера, в ней нет ни капли геройства, ничего легендарно-мифического: она расхолаживает мужчин, развращает женщин, отнимает красоту, молодость, любовь. У Римаса Туминаса война похожа на оплывшую жиром женщину, обрюзгшую и постаревшую (не даром, она изображена на программке). А еще война — это дрязги и сплетни, это мусор, загромождающий сцену, и капустные бои на кухне, которые зрители увидят ближе к финалу. Давно в Театре им. Вахтангова не касались столь злободневных тем.