На фоне Трои разлагаются семейства
Литовский режиссер Римас Туминас, больше года назад занявший пост художественного руководителя прославленного театра, представил свою первую постановку. Спектакль столь масштабный, многослойный по содержанию и метафоричный по форме, что зрителю в зале приходится ох как нелегко… Все-таки отсутствие в стране в течение многих десятилетий гимназического образования дает о себе знать. Мало кто сейчас помнит о Троянской войне, ее причинах, участниках и тому подобном.
И Шекспир тоже хорош: нагнал такого туману на миф о Троянской войне, что его «Троил и Крессида» столетиями особой любовью театральных деятелей не пользовались: чересчур много действующих лиц, невнятный сюжет, напрочь отсутствует динамика действия. А вот вильнюсский мастер нашел в ней созвучные современности мотивы и решил поговорить со зрителем на острые темы. Разговор получился непростой, слегка затянутый, но поучительный.
Картина между тем предстала страшная. В заднике сцены царит разруха: руины дворцов, мебельный лом вперемешку с бытовым хламом. Устрашающе нависает громадное бревно-таран, как дамоклов меч, как постоянная угроза жизни, а значит и всем ее проявлениям — любви, вере, покою, радости. «Говорящая» метафора хорошо «играет» по ходу действия, в течение которого и троянцы, и греки демонстрируют мерзости нравственного разложения.
А нравы здесь царят те еще! Уже никто не помнит, по какой причине много лет назад завязалась Троянская война, поэтому «герои» беспрерывно «базарят» на эту тему. У Туминаса получается, что — любая война бессмысленна. Как бы подтверждая свой посыл, режиссер выводит на сцену ту самую Елену (помните у Мандельштама — «Когда бы не Елена, что Троя вам, ахейские мужи?»). Мария Аронова в этой почти бессловесной роли предстает беззубой и патлатой развалиной с отдышкой. Она обнажает дряблое рыхлое тело (не пугайтесь — это муляж), производя шок на сцене и в зале. Вот что случилось с той самой красавицей, ставшей яблоком раздора между греками и троянцами. Рядом, как приклеенный, уродец-Парис (Олег Лопухов). А война все идет и идет… Группами собираются «мужи» — все эти агамемноны, приамы, энеи, менелаи и т. д., чтобы поговорить о важном, но все кончается бессмысленной болтовней и натужным пафосом. В спектакле есть своеобразный хроникер событий — дядя Крессиды Пандор, который вознамерился свести племянницу с Троилом.
В исполнении Владимира Симонова «ведущий» действа предстает светским хлюстом с фальшивыми манерами и подловатым нутром. Артист играет эту роль роскошно, со вкусом — благо текст пьесы позволяет развернуться. А каковы же знаменитые герои мифов — Ахилл, Патрокл и компания? Эти также являют миру черты вырождения. Виктор Добронравов — Ахилл ничего общего не имеет с древними изображениями легендарного героя на греческих амфорах. Он мал и ничтожен, к тому же, видимо, находится в связи с женственным красавцем Патроклом (Сергей Епишев). В отличие от Гомера, описавшего смерть этого героя как высокую трагедию, в спектакле Римаса Туминаса его гибель нелепа и бессмысленна. Есть здесь и Кассандра (Анна Антонова) — какое-то тупое, забитое существо со своей старой, всем надоевшей песней — «Плачь, Троя, Плачь!».
Заглавные герои пьесы поначалу живы и непосредственны. Но окружению, видать, тягостна картина чьего-то душевного здоровья и неиспорченности. Троил (Леонид Бичевин) с Крессидой (Евгения Крегжде) — чисты и непорочны, но развратный Пандор упрямо искушает бедную Крессиду страстными речами «про это». В результате он своего добивается: Крессида готова лечь под каждого, кто обратит на нее внимание. И никаких идиллий. Это вам не Джульетта?
Есть в спектакле Римаса Туминаса своеобразный «апофеоз» войны. Это кухня, где повара грубо рубят овощи громадными тесаками. Упругие кочаны капусты в миг превращаются в общую бессмысленную нарезку, мертвым мусором усыпавшую сцену? Режиссер и его талантливая команда создают на сцене мир отвратительный, без света в конце туннеля. В этой «мутной воде» герои готовы выловить свою «рыбку», только способы разные. У кого — обман, у кого — грабеж, у кого — разврат. Чем не современность? Театр, взяв на помощь Шекспира, отважно решил еще раз напомнить нам: будьте бдительны, умейте договариваться, умеряйте амбиции и аппетиты. Человечество еще с троянских времен ни из какой войны с победой не вышло, только с потерями. А ведь жизнь так коротка и прекрасна!