«Троил и Крессида» на вахтанговской сцене

ТК Культура Новости от 6 ноября 2008

Сегодня вечером в Театре имени Вахтангова состоится долгожданная премьера. Новый художественный руководитель коллектива Римас Туминас выбрал для своей первой постановки с вахтанговской труппой не самую популярную пьесу Шекспира «Троил и Крессида», посвященную событиям Троянской войны. Однако, в театре предупреждают: свои знания в области античной истории зрителям лучше оставить дома, ведь спектакль Туминаса решен в жанре сатирического фарса. Рассказывают «Новости культуры».

Огромное бревно, подвешенное над сценой на грубых цепях, дамокловым мечом нависло над героями Шекспира. Конечно, для Римаса Туминаса премьера очень важна, ведь это своего рода дебют, к которому литовский режиссер готовился больше года. Правда, как говорит сам постановщик, пьесу «Троил и Крессида» он присмотрел давно и хотел поставить еще в Вильнюсе.

«Наверное, самое трудное не повесить таран над ними, но угрозу — угрозу нашей жизни, нашей любви, нашей вере, нашим идеалам. Чтобы их сохранить, надо чувствовать угрозу, бороться», — говорит Туминас.

Пьеса «Троил и Крессида» рассказывает о событиях Троянской войны, когда греки ввязались в многолетнюю осаду из-за прекрасной Елены, и разумеется, о влюбленных — Троиле и Крессиде. Считается, что, сочиняя эту трагедию, Шекспир искал новые драматургические формы. Именно по причине этих поисков «Троил и Крессида» не входит в список самых популярных пьес. Туминас называет это «колебаниями» и при этом говорит, что все это из детства.

«Наверное, это саркофаг любви. Хотел сделать гильотину или эшафот красоте. Война как кухня, нечто такое грубое: редиска, капуста — что-то северное, что-то наше», — продолжает постановщик.

В любом случае, Шекспир весьма подходит для глобальной, но не громоздкой постановки с оригинальной сценографией, необычными и дорогими костюмами, музыкой, специально написанной к спектаклю композитором Фаустесом Латенасом, и другими составляющими спектакля, которые определяют его статус.

«Был еще вариант: „Римас Владимирович, как вы хотите чтобы выглядел спектакль?“ — он говорил: „Представьте лист бумаги. Я беру ручку и делаю прямую черту от одного края до другого. Потом моя ручка выходит за границу листка и возвращается обратно“», — поясняет актер Леонид Бичевин.

Римас Туминас объясняет свою затею журналистам. Возможно, четкой прямой он выводит актуальность этой истории, а лихой закорючкой превращает все в абсурдный, разудалый трагифарс.

«Спектакль о жизни здесь и сейчас. Недаром Римас, когда у главных героев происходит некая постельная сцена, дядя Крессиды рассуждает о мировых проблемах. Он смотрит, какие двигатели делались в США в середине ХХ века», — замечает актер Виктор Добронравов.

Раскрывать все карты перед премьерой Римас Туминас явно не собирается, поэтому показывает журналистам только второе действие спектакля. Так что все телевизионные репортажи о «Троиле и Крессиде» выйдут несколько однобокими. Совершенно точно, что в этой нетипичной трагедии Троил и Крессида не погибнут. Вместо них умрет их любовь.