Юбилей артиста
Я люблю этого режиссёра. Он мне близок, приятен и интересен. В каком городе Николай Пинигин работает, понять невозможно. Родился в Минске, долго трудился в Театре Янки Купалы, Потом — московский Малый театр, Театр Советской Армии, ленинградский Большой драматический. .. И вот теперь — Театр Вахтангова.
Пьесу Эрика-Эммануэля Шмитта «Фредерик, или Бульвар преступлений» театр выбрал для постановки к 70-летнему юбилею своего ведущего артиста Василия Ланового. А написана она была Шмиттом к 65-летию его друга — Жана Поля Бельмондо. Пьеса о жизни в театре и театре в жизни. О любви, нелюбви, зависти, чести — в общем, обо всем по-настоящему важном. Все, что есть яркого в этом великом французе, умещено в трехчасовую пьесу. Получилась невероятно плотная, но легкая ткань, кружево. Думаю, юбилей Бельмондо удался.
Но юбилей Ланового лучше, даже не сомневайтесь. Не знаю, кто ставил спектакль во Франции, но у нас-то — Пинигин! Другого режиссера с таким редким сочетанием чувства формы, содержания, стиля и эксцентрики — всего того, что и составляет подлинную трагикомедию (такую, как эта), — я не знаю. Ну, может, Федерико Феллини — так это кино со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая бюджет. А у нас на сцене на простом стуле сидит Наталья Максимовна Тенякова — ничего не играет. Слово скажет — зал хохочет.
В этой работе хорошо все: артисты, костюмы Марии Даниловой, а декорации Зиновия Марголина настолько точны и при этом выходят так далеко за скучные рамки здравого смысла, что за созерцание их надо назначать отдельные и очень немаленькие деньги. В пьесе Шмитта есть такой персонаж — молодой драматург с длинным псевдонимом. А по паспорту — Му де Звон. Я знаю этого гражданина. У него туча родственников, и большинство из них почему-то оказалось в России. Назанимали важных постов и ловко прикинулись нашими соотечественниками. От их звона вянет все живое. Страшно смотреть телевизор, противно ходить в театр.
Но «Фредерик, или Бульвар преступлений» — не звон. Это спектакль Театра имени Евгения Богратионовича Вахтангова, поставленный Николаем Николаевичем Пинигиным специально к юбилею Василия Семеновича Ланового.