Жизнь и смерть на бульваре

Алиса Никольская, Русский курьер от 20 декабря 2003

Юбилейные спектакли — вещь опасная. Бывает, что пьеса, подбираемая под известного и любимого народом актера, с большим скрипом вписывается в текущий репертуар. Да и заметен потом в спектакле лишь бенефициант, а прочие артисты гуляют на втором плане. Тем отраднее увидеть, как без энтузиазма ожидаемый, среднестатистический бенефис оказывается зрелищем ярким и увлекательным.

Василию Лановому, популярному артисту и импозантному мужчине, в нынешнем сезоне исполняется семьдесят. Очень вовремя нашлась пьеса француза Эрика-Эммануэля Шмидта «Фредерик, или Бульвар преступлений». Для постановки был приглашен питерский режиссер Николай Пинигин, славный умением делать крепкие кассовые спектакли со «звездами». В результате родилась история, где можно и следить за сюжетом, вкушая подробности закулисной жизни знаменитейшего парижского «Фоли драматик» — самого популярного бульварного театра XIX века, и радоваться хорошей актерской форме вахтанговской труппы.

Герой, которого играет Лановой, под стать ему самому: легенда французского театра, великий Фредерик Леметр, актер, чей талант был достоин подмостков академичного «Комеди Франсез». Однако Леметр всю жизнь оставался верным коллективу, где к нему пришел настоящий успех, «Фоли драматик». Здесь шла «драматургия страстей» — мелодрамы, комедии, детективы, словом, все, что привлекает массового зрителя. Лановой явно получает удовольствие от происходящего, и его Фредерик выглядит не только привередливой «звездой», требующей от директора театра уплатить его карточные долги, но и озорником-приколистом с чертиками в глазах. Такому нипочем и устроить виртуозный капустник на премьере, и пролететь на канделябре через сцену, и очаровать любую красавицу.

А вокруг царит настоящий дурдом: носится хитрюга-директор Гарель (Михаил Васьков) с мини-сейфом под мышкой; привередничает молоденькая актрисуля Красотка (Нонна Гришаева), желающая заполучить все роли сразу; выскакивает из всех щелей болван-драматург с неприличным именем My де Звон (молодой артист Сергей Епишев)…

Лицедейство у Фредерика в крови, театр — его воздух. Поэтому сцены, связанные с актерством, — самые смешные и захватывающие в спектакле. Профессия приходит на помощь Леметру-Лановому в схватках с власть предержащими, но сам он понимает, что сцена для него давно подменила жизнь. И потому неожиданно возникшая любовь к молоденькой аристократке Беренике (Анна Дубровская) вносит в его душу смятение. Фредерик с болью спрашивает у своей давней партнерши, мадемуазель Жорж: «Сколько длится моя любовь?», а она отвечает: «Для нас любовь — это только желание любви».

Сцена и жизнь несовместимы — к такому печальному выводу приходит в финале жизненного пути Фредерик. «Оставьте сцену для нас, мы же оставляем вам жизнь!» — скажет он. И умрет он на подмостках, почти одновременно с дорогим ему театром.

К слову сказать, однозначного бенефиса из «Бульвара преступлений» не получилось. Бенефициантов оказалось двое. Половину аплодисментов забирает себе Наталья Тенякова, мадемуазель Жорж. Безбожно некрасивая, но удивительно женственная, с безумной прической и мужиковатыми манерами, хриплым голосом и острым, как жало, языком, Жорж-Тенякова — такое же (если не большее) воплощение сути театра, как Фредерик. Правда, она еще более откровенна и более безжалостна к себе и другим. Думается, что без такой партнерши и господин бенефициант не выглядел бы так удачно, и спектакль не был бы столь колоритен. Приятно, что совокупность обстоятельств дала такой привлекательный результат.