Императрица на 40 минут
В Театре имени Вахтангова сыграли премьеру спектакля «Царская охота» по пьесе знаменитого советского драматурга Леонида Зорина. Режиссер Владимир Иванов расширил до масштабов большой сцены скромный дипломный спектакль, который несколько лет назад поставил в Щукинском училище для двух своих талантливых студенток — Анны Дубровской и Марии Ароновой. Последняя и теперь скрасила обозревателю Ъ Роману Должанскому театральный вечер.
Знаменитые советские драматурги, по разным причинам молчавшие все 90-е годы, в нынешнем сезоне вновь становятся ньюсмейкерами. Михаил Шатров заканчивает новую пьесу про Ленина и думает о педагогике. Александр Гельман написал текст на злобу дня — про грязные политтехнологии на президентских выборах. А вот Леонид Зорин вернулся в театр со старой пьесой. «Царская охота» была написана на исторический сюжет о Екатерине и княжне Таракановой: императрица посылает своего бывшего любовника графа Орлова выманить самозванку в Россию. Та клюет на удочку, влюбляется всерьез (он, как выясняется, тоже) и в результате оказывается в Петропавловской крепости.
В 70-е годы Роман Виктюк поставил в Театре имени Моссовета по этой пьесе один из лучших своих спектаклей — с Маргаритой Тереховой, Людмилой Шапошниковой и Леонидом Марковым в главных ролях. С тех пор пьеса устарела ровно настолько, насколько и должна была устареть крепкая, честная пьеса хорошего драматурга. Тем более что любой исторический сюжет из жизни русских царей цензурой воспринимался тогда с недоверием, а автор, хоть и не числился в диссидентах, не преминул вплести в амурно-авантюрный сюжет всякие колкости про власть и ее взаимоотношения с художником. Умные редакторские ножницы сегодня плачут по «Царской охоте».
Но Владимир Иванов решил все оставить как было. В конце концов, главное в этой пьесе — две женские роли. Их несколько лет назад в удачном дипломном спектакле сыграли студентки Анна Дубровская и Мария Аронова. Теперь они стали молодыми примами вахтанговской труппы, и театр решил, что двойной ремейк — пьесы и дипломного спектакля — украсит репертуар.
Старейший художник Иосиф Сумбаташвили упаковал сцену сплошь в белое, а посреди нее водрузил два громоздких вращающихся трамплина с державными символами наверху. Сам спектакль таков, что мог быть поставлен и 30 лет назад, и через 30 лет, к сожалению, сможет быть поставлен. Он расположен в том унылом вневременном театральном тупике, где издревле положено в прологах в темноте медленно идти через сцену со свечками, музыку использовать в качестве эмоциональных иллюстраций, сами эмоции форсировать старомодно поставленными театральными голосами и мимикой, а смены эпизодов отмечать скверными дивертисментами ряженых слуг. Имя таким спектаклям легион, разбирать и описывать их бесполезно, и как раз за такие спектакли театральное искусство не жалуют люди, ждущие от любого искусства живой современной энергии.
Среди всей этой беспросветной рутины Мария Аронова отлично играет Екатерину Великую. У набеленной и затянутой в бархат и парчу императрицы, кажется, осталось мало женского, зато в речи и движениях появилось сходство с механической куклой, которую подсунули на русский трон. Она говорит с искусственным немецким акцентом, делает значительные паузы, смотрит в одну точку, а доверительно наклоняясь к собеседнице, едва не утыкается той в шею. Госпожа Аронова, в других ролях часто напирающая на приемы острой характерности и играющая бесшабашно, без тормозов, здесь показывает класс мастерского комедийного минимализма и в то же самое время — той высокой эксцентрики, от которой вдруг пробирает безотчетный страх. Не поймешь, что на самом деле думает эта обреченная на одиночество владычица огромной страны. Обычно от такого рода ролей ждешь слома, момента, в который героиня даст волю чему-то накопившемуся внутри. Однако Мария Аронова остается до конца верна выбранному рисунку. Тем страшнее ее месть: надо видеть, как на стеклянные глаза наворачиваются слезы ревности и как отсылает царица графа Орлова лично провести допрос плененной соперницы. «Это тебе от женщины, а императрица тебя вознаградит» — последние слова роли, обращенные к бывшему любовнику, после которых Екатерина, видимо уже навсегда, превращается в царственного истукана. Очень жалко, что театр наверняка не согласится сократить «Царскую охоту» до 40 минут и показывать только те сцены, в которых участвует Екатерина.