Мария Аронова — женщина, которая смеется
Мария Аронова- актриса яркая, смешная, своеобразная. Неудивительно, что у нее очень много работы. Пять главных ролей в родном театре им. Вахтангова, три — в антрепризах, съемки в кино и на ТВ, репетиции, гастроли? Тем не менее Мария находит время и на друзей, и на занятия рукоделием, и на общение с журналистами. Секрет кипучей энергии прост — Маше многое интересно в жизни. Еще один мощный источник ее сил — дом, семья: заботливый муж Евгений, сын Владик и маленькая дочка Серафима.
— Вы не считаете свою профессию образом жизни?
— Это ремесло, работа. У меня никогда не было дилеммы- театр или дети, театр или семья. Семья, как ни крути, каким бы делом ты ни занимался,- во главе угла. Сегодня актер востребован. Но кто даст гарантию, что так будет всегда? А если есть дом, дети, есть тыл, то ты — счастливый человек, тебе больше ничего не надо. Я говорю банальности, но это действительно так. У меня была фантастической мудрости мама. Она как-то сказала: «Ты будешь счастлива тогда, когда найдешь меня в мужчине». Мой муж Женя — это моя мама. То, что он делает для меня, можно назвать даже не железным, а я просто не знаю каким тылом. Это Женя предложил, чтобы у Симы не было няни. Оформил декретный отпуск. А я — работающий член семьи.
— Сегодня вы дома. Играете с Симой?
— Она очень любит кукол, мишек, смеется, когда мягкие игрушки говорят разными голосами. Несмотря на свои полтора годика, любит учиться. С удовольствием выполняет задания взрослых, уже умеет обращаться со стиральной машиной — старательно закладывает свое белье в бак, правильно нажимает на кнопочки. С интересом играет в развивающие игры. Разумная девочка. Пока говорит только отдельные слова, но все понимает.
— А как она общается со старшим братом?
— Очень трогательно. Владик нежен и заботлив. Они увлеченно играют вместе, уморительно танцуют, он с ней часто гуляет. А у меня с сыном гораздо больше проблем, чем с дочкой. Владу четырнадцать- переходный возраст. Но, вспоминая себя школьницей, понимаю, что положительным ему быть не в кого. Я была чудовищной хулиганкой. Учителя от меня выли. В отличие от моего примерного брата мне надо было все попробовать самой — и хорошее, и плохое.
— А своих одноклассников смешили?
— Да, я всегда была клоуном. И никогда не обижалась, что надо мной все смеются. Наоборот, мне это очень нравилось.
— Сейчас зрители покатываются со смеху от выходок ваших комических героинь. Вы своих нелепых барышень за дур не считаете?
— Дура — это скорее внешность и нестандартная манера поведения. Какая моя Пронька в спектакле «За двумя зайцами» на самом деле? Такая, как в финале, когда она выходит, обливаясь слезами: «Вы меня только не обманите».
— Сын ходит на ваши спектакли? Что говорит?
— Он видел весь мой репертуар. «Зайцев» смотрел не один раз. Любит «Дядюшкин сон», «Царскую охоту», «Амфитрион». «Мадемуазель Нитуш» оценил как прикольный и клевый спектакль, захотел прийти снова с ребятами. Я его брала с собой на гастроли в Ярославль. Ездили с антрепризным спектаклем «Приворотное зелье». Влад весело общался с нашими актерами, по-моему, был абсолютно счастлив.
— Вы много гастролируете с антрепризами. Какие впечатления от поездок?
— Как правило, радостные. Но совсем недавно, в Братске, чуть было не случилась трагедия. Мы отыграли спектакли, как всегда, с большим успехом у зрителей. А по дороге в аэропорт нашу машину неожиданно обстреляли.
— Кошмар. За что?
— Нас просто перепутали. Местная милиция ловила бандитов, проводила план «Перехват». Пуля прошла рикошетом, задела дверцу автомобиля. Можно сказать, отделались легким испугом. Я очень эмоциональная, выплеснула свой страх сразу. А через два дня, уже в Москве, у меня выключился голос. Пропустила несколько аншлаговых спектаклей. Лечилась у фониатора из поликлиники Большого театра.
— Скоро опять в полет?
— Завтра летим в Екатеринбург на один день. Возвращаюсь во вторник. Вереду- съемки для передачи Лолиты, несколько фотосессий, вечером спектакль. На следующий день — опять спектакль. И так почти всегда.
— Сверхнапряженный график!
— Бывает непросто, устаю. Но гораздо хуже, когда работы нет. Конечно, здорово было бы жить на ренту, выбирать, чем заниматься. Но вы же понимаете, что это нереально.
— Наверное, умеете хорошо отдыхать летом. Так, чтобы набраться энергии на весь сезон?
— Отпуск стараюсь использовать с максимальной пользой. И всем занятым артистам советую- если летом ждет работа, сулящая только деньги, надо ее бросать, это однозначно. Просто зачеркивать планы жирным красным фломастером и пропадать на целый месяц. Обожаю отдыхать на Волге. Я заядлая рыбачка. Как-то раз поймала громадного сазана. Шесть килограммов! Впервые почувствовала, что значит, борьба зверя и человека. Во мне проснулись какие-то фантастические ощущения охотника и рыболова каменного века. Рыбалка- захватывающее приключение. Но рыбы — существа коварные. Однажды закинула спиннинг, а вытащила короткую леску. Кто-то из речных обитателей ее просто откусил. Купаться на Волге довольно-таки страшновато. Как представишь, кто там под тобой плавает, делается не по себе. Я видела сома килограммов в сто! В волжских просторах таким монстрам вольготно: ширина от берега до берега — километр.
— А маленькую Симу уже брали с собой на Волгу?
— Пробовали, но не очень удачно. Путешествовали в автомобиле, было очень жаркое лето. У Симы поднялась температура, полезли зубки. Через несколько дней уехали обратно. Рано поехали. Неслучайно вывозить ребенка на дальний отдых рекомендуют только после трех лет. А когда вернулись и я убедилась что с Симой все нормально, муж предложил: «А почему, собственно, ты осталась без отдыха? Если тебе не лень, поезжай обратно». Я села за руль, мы с моей подругой Таней сно ва поехали на берег Волги. Так что у меня было лето под названием «дальнобойщики». Тысячу двести километров проехали с детьми туда, столько же — обратно, потом повторили маршрут. Выехали из Москвы в семь утра, а в половине девятого вечера были уже под Волгоградом. Трасса была свободна, моя машина развивала скорость до ста семидесяти километров в час. Рвались на природу, как люди-молнии. Отдохнули замечательно, накупались, нарыбачились, наелись арбузов.
— Вы опытная автомобилистка. А помните, как впервые оказались за рулем?
— Мне было лет шестнадцать, вместе с папой возвращались из подмосковной Дмитровка на наших белых «Жигулях». Очень хотелось самой за руль, приставала к папе: «Ну когда ты меня научишь водить?» И отец неожиданно сказал: «Садись». Было безумно страшно, но только первые двадцать минут. Потом я училась, успешно сдала экзамены на права. Причем в двух категориях- В и С. Могу водить не только легковушки, но и грузовик.
— Вы живете в Долгопрудном, каждый день преодолеваете немалые расстояния. Дорога — это приключение?
— Я отдыхаю за рулем, получаю удовольствие от автомобильной езды. Хотя бывало всякое. Однажды меня чуть было не сбил джип из какого-то важного кортежа. Пронесся в нескольких сантиметрах. Это страшно. Очень боюсь мотоциклистов. Они неоткуда появляются и стремительно исчезают в никуда.
— А к пробкам как относитесь?
— Если никуда не опаздываю, то спокойно — сижу себе, отдыхаю. Но если времени в обрез и пробки сжирают часы и минуты, начинаю сходить с ума, биться головой о руль. Хотя понимаю, что ситуацию не исправлю. Звоню друзьям, хорошо знающим объездные пути. Часто выручает моя подруга — художница по костюмам Света Синицина. Она подсказывает, в какой двор свернуть, как нарушить правила, чтобы никто не заметил. Стараюсь изучать московские подворотни. И, конечно, по многим техническим вопросам часто советуюсь с мужем. Женя знает автодело как самого себя. Он работал начальником транспортного цеха у нас в театре. Там мы и познакомились.
— Маша, знаю, что вы любите не только предельные скорости, но и такие неспешные занятия, как вышивание.
— Я очень благодарна Юле Меньшовой и костюмеру киногруппы Владимира Меньшова Светлане Петропавловской. На съемках нового фильма в паузах между работой они научили меня вышивать крестиком. Очень здорово, занимаюсь этим просто запоем. Завидую мастерицам, хотелось бы многое освоить. Мама Светланы Синициной Вера Павловна потрясающе вяжет. Недавно она создала истинный шедевр для Светы — кофту из узких полосок шифона. Фантастически изобретательно! Вот у кого бы поучиться! К сожалению, мало времени. Вышиваю в основном между выходами на сцену. Дома- меньше. Но бывают такие тихие уютные вечера, когда дети уже спят, мы с Женей сидим на кухне, завариваем чай, я достаю канву и разноцветные нитки. Разговариваем, неспешно обсуждаем планы, впечатления. Я уже сделала несколько подушек для нашей будущей дачи. Недавно приобрели участок в Завидово. Еще ничего нет, только двадцать соток земли, а я уже фантазирую, как там все будет.
— Уже что-то растет?
— Пока только березы и сосенки. Я представляю, где оставим рощицу, где сделаем детскую площадку. Владику, наверное, построим отдельный домик. С рождением Симы мы поняли, что дачи нам очень не хватает. Хотелось бы собирать всех своих близких- папу с семьей, брата с семьей. Дома тесновато. Наш маленький человечек обрастает своим имуществом — кругом какие-то медведи, коляски с игрушками, ее детская мебель. Предстоит переезд на новую квартиру. Хотя очень не хочется. Я никогда в жизни не переезжала, живу в своем доме с рождения. Здесь все помнит мою маму, и я не могу представить, что кто-то чужой будет потом жить в моей родной квартире.
— Но когда-нибудь вы все-таки поменяете жилье. Оформлением интерьера займетесь сами?
— Желание огромное, но не хватает чувства стиля. Мне что-то нравится, хватаю, ставлю, а потом вижу — не мое. Скорее всего, позову разбирающихся, знающих людей. Но не дизайнеров, а друзей, брата Александра- он художник. Мой партнер по спектаклю «Мадемуазель Нитуш» Саша Олешко так обставил свой дом, что даже недорогие вещи смотрятся изысканно и богато. У него дом с историей. Этот стиль мне близок. Ремонт необходим, но прилизанности я не люблю.
— Маша, у вас очень много поклонников. Случалось ли, что зрители становились вашими друзьями?
— Однажды одна зрительница написала мне интересное письмо. Мы с ней встретились, познакомились, подружились. Валерия Павловна Ферко — детский психолог. Работала в интернатах для детей из неблагополучных семей, сейчас на пенсии. Ее давно повзрослевшие ученики приезжают к ней домой курсами, по двадцать пять — тридцать человек. Все зовут ее мамой. Фантастическая женщина. Я часто ей звоню, советуюсь, она мне очень помогает разбираться с проблемами переходного возраста моего сына. Но эта дружба — исключение. В основном общаюсь со зрителями со сцены и экрана. Я закрытый человек, не допускаю врываний в мою жизнь.
— В каких новых работах увидят вас ваши почитатели?
— Жду не дождусь декабрьской премьеры в Театре Эстрады спектакля по пьесе «Корсиканка», наше название — «Морковка для императора». Наполеон — Геннадий Викторович Хазанов, я — Жозефина. Уже играем эту постановку на гастролях, принимают хорошо. Много интересных предложений в кино. В ноябре надеюсь сниматься у Гинзбурга. Задуман очень интересный проект по «Дюймовочке», дай бог, чтобы получился. Мне предложили сыграть маму Жабы. Еще снимаюсь у крупных режиссеров в двух больших фильмах, но пока не могу о них говорить.