Леонид Бичевин о Булгакове, театре и поиске себя
В этом году Леонид Бичевин дважды появился на большом экране: в сентябре вышла драма «Однажды в провинции» молодого режиссера Кати Шагаловой, а неделю назад состоялась премьера фильма «Морфий», где Бичевин исполнил главную роль доктора Полякова.
Актер уже во второй раз появляется в фильмах Алексея Балабанова. Успех прошлогоднего «Груза-200» не обошел стороной молодых актеров — и Бичевин, и Агния Кузнецова, сыгравшая главную женскую роль в фильме, стали широко известны аудитории. После премьеры нового фильма Алексея Балабанова «Морфий», основанного на автобиографических произведениях Михаила Булгакова «Записки юного врача», Леонид Бичевин нашел время, чтобы поговорить с корреспондентом www.peopleschoice.ru о литературе, театре и актерском мастерстве.
— Вам нравятся произведения Михаила Булгакова?
— Больше всего люблю «Роковые яйца» и «Театральный роман». А «Записки юного врача» перечитал недавно и заново открыл для себя рассказы, где раскрывается совершенно потрясающая энергетика автора. Несмотря на то что Булгаков кажется молодым и наивным, в них тонко прочувствованы революционные события, пережитые в 1917 году. Все его ранние рассказы — художественные произведения, а не просто автобиография. В них есть переосмысление человеком революционных событий и, что очень важно, влияние на жизнь.
— Алексей Балабанов сразу увидел в вас доктора Полякова или пришлось проходить пробы?
— Само собой, проходил пробы. Причем шел уже двадцать пятым актером. У Балабанова был подобран парень на роль Полякова, но ему пришлось отказаться из-за занятости в театре, а Балабанов требовал, чтобы актер переехал в Питер и, грубо говоря, жил на съемочной площадке. И тогда Леша позвонил и предложил принять участие в кастинге к новому фильму. На пробах мне сразу примерили костюм и очки, сделали прическу, но Балабанов был не уверен, заметил, что я повзрослел, а ему нужен был герой помоложе. Но в результате предложил сместить акценты, потому что увидел меня в роли Полякова. Пришлось приехать к нему и во второй раз — на пробы сцены из фильма. Он сам их снимал, и я отметил, что после них он довольный, значит, что-то получилось из моих стараний. В этот же день мне позвонила ассистент по актерам и сказала: «Лень, тебя утвердили».
— Съемки проходили в Петербурге?
— Не только. Еще в Ярославле, Угличе и под Питером, в деревне Колтышево. Когда Леша меня утвердил, я написал письмо в театр и меня отпустили на три с половиной месяца. Я приезжал только на один спектакль в месяц, на который не смог найти себе замену. А в каком театре вы играете? В Вахтанговском. Сразу после окончания пошел туда. Студенты-актеры во время учебы много ездят по театральным площадкам с отрывками из учебных спектаклей. Мы целым курсом играли в РАМТе, в Вахтанговском, в ТЮЗе и многих других. В дальнейшем я меньше ездил, потому что меня сразу позвали работать в Вахтанговский. Но тем не менее продолжал помогать сокурсникам — Агнии, Диме Кубасову, который потом сыграл в фильме «Жизнь врасплох». Агния Кузнецова, кстати, говорила, что пока не хочет играть в театре, потому что он обманул ее ожидания.
— А ваши?
— Да, Агния, немного отошла от театра. А мне Театр Вахтангова нравится, там перемены большие происходят. Не буду лукавить — может быть, год назад я готов был уйти. Но сейчас играю главную роль в спектакле «Троил и Трисида».
— Что вам ближе — театр или кино? Где больше хотите работать?
— Наверное, в театре. Хотя это очень провокационный вопрос, потому что все зависит от того, как ты готовишься к роли. Например, когда я готовился исполнить роль Полякова в «Морфии», мне пришлось полторы недели просидеть запертым в огромной петербуржской квартире. И в этой двухкомнатной старинной квартире с трехметровыми потолками я бродил из угла в угол один, репетировал, готовил себя, уставал. Там получилось полностью уйти в себя — в этой тишине и изоляции случалась медитация. Театральный процесс совсем другой — ты ежедневно ему полностью отдаешься. Театр и кино для меня совершенно полярные вещи.
— Изолирование было требованием режиссера?
— Нет, просто совпало. Компания «СТВ», занимающаяся постановкой «Морфия», снимала такую квартиру для актеров. Я приехал на съемки, но снег, необходимый по сценарию, так и не выпал, и я был предоставлен сам себе — рисовал, перечитал кучу книг, сходил в клинику к наркоманам, переслушал бесчисленное количество музыки. Вся съемочная группа страдала и боялась, что не снимем кино. Я даже молился, чтобы выпал снег. На следующий день он и выпал. А вот эта подготовка оказалась мне очень полезной.
— Как вы решили стать актером? Родители имеют отношение к кино?
— Нет, ни к кино, ни к театру родители отношения не имеют, но мама у меня очень культурный человек — она преподает русский язык и литературу уже больше 20 лет. Мама привила мне любовь к музыке и сводила меня в театр, за что я ей очень благодарен. Она была первым человеком, который позволил мне прикоснуться к творчеству, в том числе к актерской игре. Долгое время не чувствовал себя привязанным к какому-то конкретному занятию. Пробовал играть на гитаре, два года занимался боксом, затем бросил, четыре года конным спортом, который тоже бросил. А после 9 класса пошел в сельскохозяйственный колледж в Коломне, но понял, что это не мое, и решил попробовать в театральный. И вот актерская деятельность меня действительно зацепила. Правда, были моменты на втором курсе, когда меня хотели отчислить, но это процесс нормальный. Обучаясь, встаешь на ноги, впервые с профессией соприкасаешься. В какой-то момент был готов сам уйти, думал, что у меня ничего не получалось. Но потом я собрался и взял себя в руки. К тому же мне помогали однокурсники. Агния оказала помощь в отчетном упражнении, которое надо было выносить на экзамен. И дальше уже все хорошо пошло.
— Нет соперничества между вами и Агнией?
— Что вы, никакого соперничества! Мы всегда радуемся друг за друга и стараемся поддерживать. Кого бы вам хотелось еще сыграть и с каким режиссером хотелось бы поработать? Я бы с удовольствием сыграл шута из пьесы «Король Лир». А еще Сталкера из «Пикника на обочине» братьев Стругацких. Сейчас катастрофически не хватает времени, но хочется вернуться к литературе, почитать. Я давно не думал, кого бы хотел сыграть, так как жизнь сама подкидывает роли. Хочется сниматься у хороших режиссеров. В том числе и зарубежных. Мне нравятся фильмы Алексея Попогребского и Александра Митты. Но больше всего хотелось бы оказаться на съемочной площадке у Тима Бертона.
— Какое событие культурной жизни вас впечатлило в этом году?
— Около года назад я посетил фестиваль «Вишневый сад». В последний день канадский цирк-театр показывал спектакль «Дождь». Я такого удовольствия в жизни не получал от постановки. Сидел и радовался как ребенок, даже заплакал в конце. В нем сочеталось торжество красоты, человеческого тела, цвета, света при отсутствии определенной истории. Это была настоящая феерия!