Анна Дубровская: Смотрите на жизнь с надеждой
Анна Дубровская в театре им. Вахтангова сыграла уже не одну главную роль. Ее приглашали в свои спектакли Олег Меньшиков и Евгений Гришковец. «Ночной дозор» сделал ее звездой. А недавно она снялась в сериале «Счастливый»
Недавно у актрисы произошла неприятная накладка: на один день были назначены спектакль «Царская охота» в родном Театре имени Евгения Вахтангова и гастроли с Евгением Гришковцом в Нижний Новгород. Выход из положения все-таки нашелся. Но Анна этому почти не удивилась: в ее жизни непростые ситуации чаще всего разрешались благополучно.
Когда, будучи первокурсницей, Анна собралась замуж за такого же студента, а потом решила родить ребенка, она была уверена, что все устроится. Сегодня браку Анны и Тудора тринадцать лет, а их дочери — двенадцать. «Главное, как к этому относиться», — считает актриса. Она всегда старается смотреть на все легко, оптимистично и с надеждой на лучшее.
— Анна, как все же разрешилась та форс-мажорная ситуация?
— К счастью, в спектакле Жени Гришковца «Планета» был второй состав. Правда, актриса почти год не играла, но согласилась нас выручить. А виновата была я: составляя график на месяц, не заметила в репертуаре театра свой спектакль и отдала этот день под гастроли. Как же мне было неловко!
— А как вы вообще все успеваете?
— Если честно, я — человек неорганизованный, очень себя за это ругаю, хотя, кажется, бесполезно. Правда, когда выхода нет, я собираюсь: встаю пораньше, успеваю приготовить обед, убрать квартиру и никуда не опаздываю. По работе раньше все запоминала, но теперь такой жесткий график, что записываю каждый свой шаг. Это организует.
— Сейчас многие работающие женщины нанимают помощницу по дому.
— Ну, не знаю… Кто-то, например, психологически не может. Мне вот подруги говорили: «Только представь, что чужой человек у тебя в шкафу будет перекладывать вещи!» Няня дочери немного помогает мне по хозяйству, но шкафы я разбираю сама. — А бывает, что ради профессии вы отодвигаете домашние дела?
— Конечно, при моем образе жизни бывает. Но тут не совсем в профессии дело. Просто по сути своей я не хозяйка. Я готовлю неплохо, но когда это ежедневная обязанность, то тут, пожалуйста, без меня. Что касается уборки, то это я вообще терпеть не могу, а с другой стороны, ненавижу хаос, грязь, пыль. Приходится себя преодолевать.
— Муж вам помогает по дому?
— Так как бизнес у него в другой стране, он постоянно в разъездах. Но когда муж в Москве, то берет на себя все функции по наведению чистоты и делает это вдохновенно. Любит раскладывать веши по местам, пылесосить. Порой возвращаюсь с работы, а квартира сверкает. Ни одной домработнице такого качества не добиться! Когда мы познакомились и я пришла к нему в гости (мы оба жили в общежитии Щукинского училища), я подумала: «Ничего себе! Молодой парень, а все по полочкам, ни пылинки, ни соринки, наверное, зануда». (Смеется.) Когда мы поженились, он поначалу требовал и от меня идеального порядка, но, поняв, что это дается мне с трудом, взял на себя эти обязанности, за что я ему очень благодарна.
— А что в быту вы все-таки можете назвать своим коньком?
— Пожалуй, кулинарию. Мне интересно импровизировать, делать новые блюда или усовершенствовать старые. Когда в детстве я начала активно расти, все время хотела есть. А моя мама — актриса, у нее не было времени постоянно готовить обеды. И я стала готовить сама. Первый суп сварила лет в семь — куриный, с вермишелью. Мама была растрогана до слез: «Как вкусно! Я никогда не смогу так сделать!» Меня это подстегнуло, и я продолжила всех удивлять, даже рецепты особенные выискивала.
— Вы были самостоятельным ребенком?
— Да, очень. Когда я училась в классе четвертом, мама сказала: «Если хочешь на день рождения пригласить друзей, я сделаю уборку, но стол будешь накрывать сама». Я приготовила салаты, купила сласти, газировку и позвала человек десять. Все было очень достойно.
— Ваша дочь самостоятельностью в вас?
— Она совсем другая. Может, я сама виновата: сейчас ребенка страшно на улицу отпускать. Нину везде сопровождает няня или я. Когда она одна идет в магазин, я стою у окна и нервничаю. В общем, Нина — девочка развитая, неглупая, но самостоятельности в ней нет.
— И быта она пока не касается?
— Кое-что делает, но, заставляя ее, я вспоминаю, как не люблю это сама. Потому не давлю. И меня мама не особо приучала к быту. Я нормально училась, занималась танцами, музыкой, фигурным катанием. Родители мои увлечения поощряли и домашними делами не нагружали. Зато летом, на даче у бабушки с дедушкой, я познавала совершенно иной принцип взаимоотношений. Моя бабушка — педагог, человек очень собранный. Посему, встав утром, я не могла выйти к столу непричесанной или в ночной рубашке. После завтрака в мою обязанность входило прополоть грядку или вымыть полы. Только потом я могла гулять. Вечером мы писали диктант. Это было ежедневно, и никакие уговоры или скандалы бабушку переубедить не могли. Тогда я и поняла, что, даже если не хочется, нужно уметь себя преодолевать.
— Как вы этому учите Нину?
— Во время занятий на фортепиано. Я знаю по себе, что редкие дети получают от этого удовольствие. И также знаю: чтобы дочь не халтурила, нужно ее подстегнуть: «Соберись! Можно за полтора часа сделать то, над чем ты сидишь три». Сама я благодарна маме за то, что окончила музыкальную школу.
— «Соберись!» — вы командуете дочери всегда спокойно?
— Стараюсь сдерживаться, но, к сожалению, часто выхожу из себя. Периодически открываю на эту тему какую-то литературу. Недавно прочла книжку индийского философа Ошо. Он пишет, что если ребенка любишь сильно, то можешь позволить себе на него накричать, даже ударить (чего я никогда не делаю). А если чувствуешь, что не всем сердцем любишь его. то не имеешь права даже голос повысить.
— А вы объясняли дочке, что такое женственность?
— Мне кажется, это не надо объяснять, это врожденное. Можно привить хорошие манеры, сформировать вкус. Но научить быть женственной нельзя, также, как нельзя научить… ну, например, артистизму. Женственность — это талант, который либо дается, либо нет.
— Дочь как-то участвует в ваших театральных работах?
— На восьмидесятилетие театра мы делали капустник, где участвовали дети актеров. Нина играла принцессу Турандот. Скажу честно — это было здорово. Еще мы с ней вместе снялись в подростковом сериале «Цвет нации». К сожалению, Нина уже давно хочет быть актрисой. Говорю «к сожалению», потому что успех в этой профессии зависит от множества причин, в том числе и от характера человека, от каких-то его качеств, не всегда высоких. В общем, все о здесь очень непросто. Но ей безумно е хочется быть на сцене. Может быть, это школа повлияла — Нина пять лет ходила в школу с театрально-музыкальным уклоном. Но я забрала ее оттуда — там в детях вдруг какая-то богемность начала проявляться. Меня это насторожило.
— Женщина должна быть психологом и «считывать» настроение членов семьи?
— Безусловно. Когда ребенок из школы приходит расстроенный, я понимаю: либо что-то происходит в классе, либо она принесла плохую оценку. Первый порыв сказать: «Знаешь, почему ты получила двойку? Потому что ты лентяйка!» Но, видя, что у нее детская трагедия, я понимаю: зачем же добивать своего ребенка?! Лучше уж я попытаюсь вывести ее из этого состояния. Было время, Нина жаловалась, что дети не хотят с ней играть. Я говорила: «Ты не должна быть в положении зависимого, жаждущего общения человека, иначе тебя не будут уважать. Тебе не нужно подходить к этим детям, навязывать себя. И поверь, они сами подойдут к тебе. Если ты сильная личность, то к тебе будут тянуться». Я объясняла, что в жизни часто приходится быть одной и нужно, чтобы самой с собой было комфортно. Такую недетскую тему мы обсуждали.
— А как считаете, свое настроение надо показывать в семье?
— Все мы, приходя домой, часто «выбрасываем» плохие эмоции. Я стараюсь подавлять в себе это, иначе получается, что самым родным достаются незаслуженные удары. Показывать свое скверное настроение на людях — тоже дурной тон. Меня воспитали так, что должно быть впечатление, будто и ты в порядке, и у тебя все в порядке. А что там внутри, окружающих не касается.
— Как вы устраиваете себе психологическую разгрузку?
— Я нашла отличный способ восстанавливаться: хожу в фитнес-центр с дочерью. Позанимавшись на тренажерах, танцами, аэробикой, йогой, поплавав в бассейне и посетив сауну, понимаю, что получила и эмоциональную, и физическую разгрузку. Я ощущаю, насколько хорошо душе и телу!
— Ухаживая за собой, народные рецепты используете?
— Я предпочитаю готовые косметические средства, народные требуют времени, их нужно готовить. Правда, в сауне все делаю по правилам: натираю тело морской солью с медом, завариваю геркулес для маски. А вообще, я убеждена: главное для женщины — сон.
— У вас есть полезное хобби?
— Я с детства на лыжах люблю кататься. И до сих пор хожу, у нас парк рядом. Иногда выбираюсь с дочерью, а иногда одна, с собакой.