Есипенко Марина Николаевна
Марина Есипенко — подлинно вахтанговская актриса. Изысканная, красивая, аристократично благородная, музыкально легкая, летяще-свободная, невероятно стройная и звонкая, амплуа которой, как у всех настоящих вахтанговцев, определить невозможно.
Девочка из города Омска, игравшая в театральной студии Питера Пэна, приехала в Москву, с первого раза поступила в Щукинское училище на курс Евгения Симонова и стала ведущей актрисой Вахтанговского театра.
Ученица Евгения Симонова и Марии Пантелеевой, она начинала с Оли в «Кабанчике» Виктора Розова, любящей самоотверженно и жертвенно обреченного судьбой мальчишку, с Абигайль в «Стакане воды» Скриба, в которой, в отличие от других исполнительниц, у Есипенко не было «хитроумной влюбленной», а была юность и чистота, пленительность первой любви, за которую девочка-придворная вынуждена сражаться. Дальше последовали взрослые и все более сложные работы.
Ей отдал роль Принцессы Турандот режиссер-вахтанговец Гарри Черняховский в новой, собственной редакции пьесы Гоцци, легендарной для вахтанговцев. Повторы опасны сравнениями, соревнованием с легендой. Тем не менее, и в сказочной Принцессе Есипенко сумела сыграть свое: упоение молодостью и жизнью; пробуждение жестокой красавицы к добру и любви. Великолепно звучал богатый модуляциями голос. И не случайно ослепительная, новая Турандот стала на многие годы ведущей в церемонии вручения престижной театральной премии «Хрустальная Турандот».
Из четырех спектаклей Петра Фоменко на вахтанговской сцене Есипенко играла в трех. В драме Ф. Горенштейна «Государь ты наш, батюшка…» — известную в истории петровского времени Марию Даниловну Гамильтон, возлюбленную царя, им же и казненную. Товарку и соперницу Кручининой — веселую и грешную Таису Шелавину — в «Без вины виноватых». Лизу — в пушкинской «Пиковой даме». Встреча с Фоменко, как и для многих других вахтанговских артистов, оказалась судьбоносной. Выдающийся режиссер поворачивал гранями, пробовал и открывал возможности этого богатого и разнообразного дарования.
В кино и на телевидении Марина снималась не много. Всегда делала выбор в пользу театра. В телеверсии горьковских ‘Последних’ она сыграла трагическую роль горбуньи Любы Коломийцевой. В «Последней любви Маяковского» — с точностью и проникновением создала образ блестящей красавицы — актрисы 30-х годов, несчастливой, талантливой, нежной Вероники Полонской. Недавно Марина снялась в новых телевизионных фильмах: «Усадьба» Л. Квинихидзе, «Дзисай» Д. Томашпольского, «Александровский сад» А. Пиманова и О. Ряскова и в роли Амалии в эпизоде популярного телесериала «Моя прекрасная няня». Но творческая ее репутация и известность — чисто театральные.
Ее знают и любят, на ее спектакли неизменно ходят зрители — поклонники вахтанговского стиля. Ее часто хвалит критика, наблюдая за развитием этой непростой и нелегкой судьбы. Она стала лауреатом премии «Золотая Лира» и «Гвоздь сезона» (2004 г.) Но Марина Есипенко высоко ценима и в своем театре сверстниками и корифеями, что дорогого стоит и куда труднее дается, чем признание внешнее. Марина Есипенко живет в профессии серьезно и чисто. Потому она чудесно сохранила силы и сохранила себя. Не остановилась, а восходит и обещает впереди многое…