Маргарита Эскина: «Мало на свете людей такой надежности, как Этуш»
Сегодня день рождения народного артиста СССР, завоевавшего народную любовь ролями товарища Саахова, Антона Семеновича Шпака, Карабаса-Барабаса. В театре Владимир Этуш сделал еще больше, чем в кино: он член вахтанговской труппы с 1945 года, а с 1987 по 2003 год был ректором Щукинского училища. Если верить паспорту, у Этуша круглая дата — 85 лет, хотя, по другим сведениям, он родился на год раньше — не в 1923-м, а в 1922 году. Накануне дня рождения актера корреспонденту «Газеты» Глебу Ситковскому об Этуше рассказала директор Центрального дома актера имени Яблочкиной Маргарита Эскина.
«Самыми близкими друзьями моего отца были Утесов, Плятт и Этуш. Я знала Владимира Абрамовича как близкого друга отца и очень боялась — как, впрочем, и остальных. Но Этуша я боялась больше всего, потому что он человек на вид очень строгий и сдержанный. Мне казалось, что к нему и подойти-то страшно, не то что заговорить.
Когда я стала директором Дома актера и таким образом оказалась на месте своего папы, как-то так получилось, что он из просто знакомого человека постепенно превратился для меня в очень близкого друга. Я мало назову людей такой надежности, как Этуш. Да, он человек прямой и резкий, но очень преданный и делу, и людям. Лишний раз я убедилась в этом, когда Владимир Абрамович на время заменил меня на директорском месте в тот трудный момент, когда проходила борьба за Дом актера. Он вник во все дела и действовал с твердостью, решимостью и темпераментом. Словом, показал себя как человек, прошедший суровую военную школу. Надо сказать, что он приобрел свой административный опыт, когда был ректором Щукинского училища. Ведь он административной работы до этого в жизни не знал, и для меня было удивительно, что он всегда старался учиться новому так, будто ему 20 или 30 лет.
В нем до сих пор сохранились какие-то очень наивные и даже детские вещи. Будучи блистательным актером, в том числе и комедийным, он не любит наши капустники. Про это невозможно рассказать, его надо видеть, когда он сидит в зале на капустниках. Обычно его сажают в первый ряд, и его страдальческое, трагическое лицо очень выделяется. Как ни странно, его это все очень коробит, что удивительно для актера вахтанговской школы. Думаю, его студенты немало пострадали за свою любовь к капустникам.
Мы с ним много ездили за рубеж. Обычно в этих актерских группах он бывает самым маститым, но не хочет выделяться ни в чем. Помню, мы были в Австрии и в один очень жаркий день поехали под Вену. Я его упрашивала: «Не ездите вы с нами, Владимир Абрамович, посидите лучше в отеле». «Нет, — говорит, — если все едут, так и я поеду». Конечно, напек голову, потом ему было плохо, поднялось давление, но зато он был горд тем, что для него не были допущены никакие исключения.
Не люблю влезать в личную жизнь людей, но я очень любила его жену Ниночку и очень рада, что он теперь женился на Лене. Искренне рада, что около моего любимого Владимира Абрамовича есть женщина, которая внимательно и нежно следит за ним, помогает ему во всем.
А вообще, я счастлива, что с некоторых пор журналисты стали меня просить рассказать об Этуше. Значит, моя буковка Э (Эскина) уже читается рядом с его Э (Этуш). Для меня это гордость. Очень хочу увидеть Владимира Абрамовича в новых ролях. Мне кажется, в спектакле «Дядюшкин сон» он оказался очень неожиданным, обаятельным и трогательным. Кстати, сегодняшний зритель помнит далеко не все фильмы с его участием, а ведь Этуш там очень разный. Это действительно народный артист в самом высоком понимании слова».