Нона Гришаева: Петь и танцевать я научилась раньше, чем ходить.
«Мечты сбываются», — убеждена актриса Нонна Гришаева. Ее воплощались в жизнь с абсолютной точностью. Сейчас актриса мечтает сыграть Лизу Дулитл, на сцене. В жизни она уже прошла этот путь от неизвестной одесской девушки, приехавшей покорять столицу до популярной театральной и кино- актрисы. С «прекрасной леди» Бернарда Шоу Нонну роднит не только провинциальное происхождение и акцент — знаменитый одесский говор, от которого актриса избавилась еще в институте, но и полное преображение. Сейчас, как бы сказали в 19 веке, эта салонная красавица воспитывает двух детей, успевая и спектакли репетировать и сниматься. Ведь талант только один процент успеха, остальное — работа, работа и работа?
— Вы на сцене с 10 лет. Когда же пришло осознание того, что актерская профессия —призвание? Когда вы первый раз девочкой вышли на сцену одесского театра Оперетты или все же попозже, в более сознательном возрасте?
— Как говорит моя мама, я сначала научилась петь и танцевать, а потом говорить и ходить. Уже в 4 года я пародировала эстрадных певцов. Это были получасовые концерты. Когда приходили гости, меня ставили на стульчик, и начиналось. Поэтому в 10 лет, когда я сыграла свою первую главную роль, это было уже логическим завершением моих домашних выступлений. Иначе и быть не могло, это понимали все и родственники, и родители. Для меня же такого вопроса вообще никогда не стояло.
— В Одессе много возможностей для реализации себя как актрисы. Что подтолкнуло к тому, чтобы бросить отчий дом и уехать в Москву? Для молодой девушки это волевое решение.
— У меня не было другого выбора. В Одессе, где столько театров, своя киностудия, нет и не было театрального учебного заведения. Поэтому вариантов у меня просто не существовало. Конечно, мама была в ужасе от моего решения и очень переживала, когда я уехала. И было из-за чего волноваться. Когда я была на первом курсе, представляете, что она пережила: по Калининскому в то время шли танки. Стреляли, а мы были тут рядом — в Щуке (Щукинское театральное училище).
— А как вам удалось убедить маму уехать? Что вы сказали?
— Больше говорила не я, а мои педагоги. В театральном классе мой преподаватель по актерскому мастерству на мамину пламенную речь о том, что ехать в Москву бесполезно, поскольку нет ни папы Бондарчука, ни мамы Пугачевой, ни денег, ответил: «Кому же ехать, как не ей?!» Но все же, даже когда я поступила, мама меня снова увезла в Одессу, и я пошла там в музыкальное училище, на вокальное отделение. Проучилась год. В сессию на экзамене по актерскому мастерству мне попался отрывок по Борису Васильеву «Вам привет от бабы Леры». Это был жутко драматический кусок! Когда я рыдала, все в зале рыдали, и комиссия тоже! После этого директор вызвал маму в кабинет сказал: «Послушайте, что ваша девочка делает в нашем училище? Забирайте документы и отправляйтсь в Москву».
И когда мы второй раз поехали, моя педагог Валентина Петровна Николаенко меня узнала: «Ой, моя птичка из Одессы прилетела». Меня сразу взяли на третий тур. Вот так общими усилиями и убедили маму.
— Скажите, эффектная внешность помогала вам в профессии?
— Я не считаю, что у меня эффектная внешность. Наоборот, она очень спокойная. Мое лицо хорошо поддается гриму. Сейчас была программа «Большая разница», где мне пришлось все время переодеваться, играя разные роли. И мои друзья, которые тоже участвовали в ней, проходили мимо и не узнавали. Мое лицо действительно очень трансформируется. Я могу быть разной.
— Это действительно удача для актрисы. А как по-вашему, что кроме внешности помогло вам добиться успеха.
— Я думаю, что изначально талант.
— Да, конечно, но, как известно, талант — это полдела. А я спрашиваю, скорее про формул успеха. Что позволяет талантливому человеку, актрисе Ноне Гришаевой, стать успешной?
— Трудоспособность. Да, талант это всего лишь 1 процент успеха. Все остальное — это труд. Потому что, если ты не будешь работать над тем, что тебе дано, то все это уйдет в песок.
— А у Вас были ситуации, когда вам приходилось находить в себе скрытые ресурсы?
— Такое происходит очень часто. Пожалуй, самым ярким будет случай, когда после пяти премьер «Иствикские ведьмы» в городе Сочи, спектакля очень сложного, требующего больших физических и эмоциональных затрат, у меня на следующий день планировался «День радио» в Одессе. И мы с Алексеем Кортневым помчались туда на машине. Ехали сутки, попали в аварию, естественно не спали, не отдыхали и приехали за полчаса до начала спектакля. И я вдруг поняла, что сил-то нет, а все родственники, вся Одесса в зале. И я не знаю, что в этот момент включилось в организме, но силы нашлись и я вышла на сцену.
— Это, наверное, и есть ее магия?
— Наверное, говорят же, что артисты даже когда ломают себе руки, на сцене этого не чувствуют.
— Многие противопоставляют карьеру детям. У вас их уже двое. Как удается совмещать материнские обязанности с работой?
— После появления на свет второго ребенка я немного поменяла приоритеты. После рождения первого ребенка дочери Насти, у меня на первом месте оставалась карьера. А когда появился Илья, я поняла, что в первый раз очень много потеряла. Поэтому на данный момент карьера отошла на второй план, а на первом — семья и дети. Я наслаждаюсь каждым упущенным в тот раз моментом. Я вижу как мой ребенок пошел, заговорил? И никакая роль, никакое кино в мире не может сравниться с этим.
— Что произошло такого, что заставило вас поменять приоритеты?
— Просто поумнела. Дело в том, что я сейчас, и я в 16 лет это диаметрально противоположные личности, совсем разные люди, не имеющие ничего общего.
— А чем сейчас вы руководствуетесь в воспитании детей?
— Наверное, литературой, и советами старших близких, которые вырастили ни одно поколение. Но общее и основное, — то, что с ребенком всегда можно договориться. Применять крик или физическую силу нужно только в крайнем случае, а лучше этого вообще не делать. Ведь человек орет от собственной слабости. Только по-настоящему сильная личность может быть терпеливой.
— Кем вы видите своих детей в будущем?
— С дочерью мы определились. Сейчас она учится в художественной школе и мечтает стать дизайнером. А про сына что-то сказать сложно, ему только год и месяц. Он очень любит играть на синтезаторе и бить в барабаны.
— Что для вас означает быть честной в профессии?
— А как можно быть не честной в профессии?
— Халтурить.
— Подождите, халтурами актеры обычно называют корпоративы. Но я бы не сказала, что это довольно большие деньги. И еще, так как я устаю на корпоративах, я не устаю ни на одном спектакле. Я их честно отрабатываю.
— Вот вы говорите «честно отрабатываете», значит, знаете границу между честно и не честно. Что для вас значит честно отработать съемки, спектакли, корпоративы, в конце концов?
— Наверное, мои эмоциональные и физические затраты. Даже когда мне очень плохо, я не могу играть спектакль в полноги, я все равно выкладываюсь на полную катушку. Потому что, зрителю, который пришел на спектакль, абсолютно наплевать, что у меня температура 40 или я просто себя плохо чувствую. Он заплатил деньги и пришел увидеть шоу. И шоу должно продолжаться — the show must go on, несмотря ни на что.
— А что для вас означает в жизни честность?
— Не лгать близким, а главное, не делать им больно. Можно обмануть только, если этот обман во благо.
— Что такое отдых для вас?
— Для меня отдых — это море. Я не могу отдыхать без него. Летом это для меня всегда Одесса. А зимой, когда там холодно, еду к теплому морю.
— Вы говорили, что так и не привыкли к Москве и очень скучаете по Одессе.
— Да, это моя Мекка. Я приезжаю туда, чтобы подышать, набраться сил и ехать обратно в эту прекрасную Москву. Работать, работать и работать.
— Есть ли у вас в жизни то, что вы хотели сделать, но так и не сделали?
— Трудно казать. Наверное, это роли. Которые вроде бы ходят рядом, но все никак мы с ними не пересечемся.
— И какие это роли?
— Элиза Дулитл «Моя прекрасная леди» и Салли Боуз «Кабаре».
— Наверное, Элиза Дулитл должна быть вам особенно близка. Вы тоже в столице приезжий человек, и наверняка у вас так же были проблемы с акцентом.
— Это называется говор. Да, он был и еще какой!
— Как вы с ним боролись?
— У меня в институте был просто фантастический педагог, к сожалению, уже покойный, Яков Михайлович Смоленский. Наши с ним усилия привели к тому, что я даже стала мастером художественного слова. У меня так в дипломе написано. Это все его заслуга.
— Об актерах очень быстро складывается стереотипное представление. Одна-две роли и повешен ярлык. О вас есть какое-нибудь расхожее мнение?
— Может быть, в кино?! Будем его ломать. А в театре я играю настолько разные роли, что мне не приходится жаловаться.
— Про вас писали, что вы наследница традиций Вахтанговской школы представления, и вместе с тем, остаетесь органичны и новому так быстро меняющемуся времени. Что в вашем творчестве для вас традиция, что новаторство?
— Традиция, наверное, это то, чем я занимаюсь в театре Вахтангова. А новаторство — это то, что я делаю в комическом театре «Квартет И». Думаю, что это и имелось ввиду.
— Самый большой дефицит во все времена — это любовь. Любовь не слова, а конкретное доброе дело. Как по-вашему, в чем сейчас самый большой дефицит.
— Мне кажется, — это любовь к детям. Меня всегда трогает программа «Пока все дома», рубрика про малышей-сирот. Они молодцы.. Я тоже стараюсь помогать и детдомам и отдельным деткам. Очень уважаю Чулпан Хаматову, преклоняюсь перед ней за то, что она делает. Меня очень порадовал вечер, посвященный дню семьи. И просто потрясла история, о том, что когда закрыли детдом на ремонт и раздали детей в семьи, ни один не вернулся обратно. Все дети остались в семьях. Я думаю, пока у нас полные детдома, каждый должен ощущать за это свою ответственность.
— В завершение нашего разговора хотелось бы подарить вам этот клаудвочерский камень для того, чтобы ваша мечта сбылась.
— Это очень правильная мысль — глаз, смотрящий в небо. Я убеждена, что если свою мечту послать туда куда нужно, она обязательно сбудется. — С нашего сайта, вы можете активировать мечту, послать ее в космос.
— Попробую обязательно. Кстати, у меня уже два раза в жизни было так, что я старалась мысленно отправить мечту туда, наверх. И всегда эта мечта сбывалась.
— А что это за мечты?
— Один раз это касалось профессии, а второй раз — личной жизни. И оба раза все сбылось абсолютно четко, так как я просила. Я был потрясена.