Евгений Князев. По щучьему веленью.
…Дубль за дублем Хрущев пытался вынудить Мессинга еще раз воспользоваться своим уникальным пророческим даром, который сам предсказатель стал считать к концу жизни едва ли не проклятием. Больной одинокий старик с потухшим взглядом, лишившийся всего, чем дорожил, — этот Мессинг выглядел без преувеличения раздавленным. Своим роком, судьбой, которая никогда не была к нему милосердной… И все же важность вопроса — грозит ли СССР Третья мировая война? — заставила его преодолеть страх перед будущим и снова испытать свой ненавистный дар…
С каждым разом Евгений Князев, исполнитель главной роли в сериале «Вольф Мессинг», который выйдет на наши экраны уже через несколько месяцев, выглядел все более опустошенным — преодоление Мессингом самого себя становилось все драматичнее… Возможно, после такой изматывающей сцены подходить к человеку с предложением интервью — не самый гуманный поступок, однако другой возможности поговорить с известным актером и ректором знаменитого Щукинского училища могло и не представиться.
Режиссер Владимир Краснопольский снимал в Минске последнюю сцену своего интригующего сериала, а Князева ждали в театре Вахтангова, где он служит почти 30 лет. Белорусским зрителям он знаком яркими ролями в сериалах, опровергая расхожее мнение о том, что этот «низкий жанр» недостоин уважающего себя актера. Киноманы наверняка вспомнят Князева и по фильму «Путешествие с домашними животными», бурно обсуждаемому на прошлогоднем «Лiстападзе»… Словом, поговорить с Князевым хотелось.
— Евгений Владимирович, знаете, о чем я подумала, наблюдая, как глубоко вы погружаетесь в роль? Что не удивлюсь, если вы сейчас расскажете, как в процессе работы над образом Мессинга открыли в себе дар предвидения…
— Как-то не думал об этом… Бесспорно, Вольф Григорьевич обладал уникальными способностями, но своей интуиции мне всегда было достаточно.
— Мифов и легенд о Мессинге сегодня куда больше, чем документально подтвержденных фактов биографии. Вы пытались выяснять, каким этот человек был на самом деле?
— Знаете, на мой взгляд, мифы и легенды существуют о каждом из нас — ведь, даже рассказывая о самом себе, мало кому удается удержаться от преувеличений. Но выяснять, что же было в действительности, — дело историков, а у нас существует утвержденный сценарий, написанный по книге Эдуарда Володарского. И этот сценарий достоин уважения.
— Ощущаете ли вы присутствие неких потусторонних сил на площадке, повлиял ли ваш герой на вашу жизнь?
— Вообще-то я человек абсолютно не мистический. Хотя, кто знает, может, он сейчас и наблюдает за нами? Однако ничего плохого в отношении памяти Вольфа Григорьевича мы не делаем — всего лишь пытаемся напомнить, что существовал такой человек, который видел сквозь время и при этом ничего не делал в корыстных целях… Если когда-нибудь мы с ним встретимся и он сочтет нужным — сам скажет, доволен ли этой затеей с фильмом, устраивает ли его созданный мною образ. Но пока дух Мессинга нас не беспокоит.
— У вас редкая для современного кино и театра репутация актера, не склонного предлагать себя режиссерам. Интересно, вы и своим студентам внушаете такие высокие истины?
— Отнюдь. Есть общепринятые нравственные законы, распространяющиеся не только на актеров, — по ним мы и пытаемся учить студентов. А все остальное — на личное усмотрение. Навязывать кому бы то ни было свою линию поведения — не мой стиль. Вещи, которые мне свойственны и кажутся правильными, — это всего лишь моя точка зрения и ничего более. По жизни каждый идет своей дорогой и делает выбор, судить который я не вправе.
— Многие из ваших коллег склонны с раннего возраста оберегать своих детей от «опасного» увлечения театром, зная, насколько тяжелая это профессия.
— Своих дочерей я никогда не тянул в театр, но и не отталкивал от него. Однако жгучего желания заниматься актерской профессией они сами никогда не демонстрировали и теперь обе учатся в ГИТИСе на продюсерском факультете. Я вполне доволен: на мой взгляд, идти в актеры нужно лишь тогда, когда без этого ты не представляешь жизни… По большому счету, здесь ведь и сегодня ничего не изменилось. Люди, которые серьезно занимаются этой профессией, требовательны к себе, обречены на мучительную жизнь. Собственно, как и все другие, посвятившие себя настоящему искусству.
— К слову, о «посвятивших себя»… Победитель телепроекта «Народный артист» Алексей Гоман сейчас рассказывает в интервью, что посещает уроки в Щукинском училище. До сих пор мне казалось, что учиться в вашем вузе можно либо круглосуточно, либо никак.
— Такого студента у нас нет. И вольнослушателей в «Щуке» нет… Возможно, человек просто перепутал учебное заведение?
— Поступают ли к вам белорусские студенты?
— Постоянно! Скажем, сейчас у нас учится очень способная девочка, фамилия которой должна быть вам знакома. В минском театре киноактера когда-то служил замечательный актер Юрий Казючиц. 5 лет назад наше училище закончила его старшая дочь Анна, теперь «Щуку» заканчивает Татьяна… Или вот еще Никита Юранов — весьма интересный студент, также из Беларуси… Если человек одаренный, не имеет значения, откуда он приехал — с Байкала ли, из Беларуси, из столицы или провинции.
— Съемки практически закончены, как будете жить без «Мессинга» дальше?
— Начинаю репетировать Арбенина в «Маскараде»… Есть и предложения о новых съемках, так что, скорее всего, лето у меня пройдет на площадке. Правда, с небольшими перерывами — в июле театр Вахтангова едет на гастроли. Ну и от выполнения обязанностей ректора никуда не деться, так что о свободном времени я имею довольно смутное представление.
— А дачные хлопоты?
— Конечно, хотелось, чтобы они были… Но жизнь такова, что всегда приходится чем-то поступаться. Однако в конечном итоге твой личный выбор и определяет судьбу…