Евгений Князев. По щучьему веленью.

Ирина Завадская, Беларусь сегодня от 24 апреля 2009

…Дубль за дублем Хрущев пытался вынудить Мессинга еще раз воспользоваться своим уникальным пророческим даром, который сам предсказатель стал считать к концу жизни едва ли не проклятием. Больной одинокий старик с потухшим взглядом, лишившийся всего, чем дорожил, — этот Мессинг выглядел без преувеличения раздавленным. Своим роком, судьбой, которая никогда не была к нему милосердной… И все же важность вопроса — грозит ли СССР Третья мировая война? — заставила его преодолеть страх перед будущим и снова испытать свой ненавистный дар…

С каждым разом Евгений Князев, исполнитель главной роли в сериале «Вольф Мессинг», который выйдет на наши экраны уже через несколько месяцев, выглядел все более опустошенным — преодоление Мессингом самого себя становилось все драматичнее… Возможно, после такой изматывающей сцены подходить к человеку с предложением интервью — не самый гуманный поступок, однако другой возможности поговорить с известным актером и ректором знаменитого Щукинского училища могло и не представиться.

Режиссер Владимир Краснопольский снимал в Минске последнюю сцену своего интригующего сериала, а Князева ждали в театре Вахтангова, где он служит почти 30 лет. Белорусским зрителям он знаком яркими ролями в сериалах, опровергая расхожее мнение о том, что этот «низкий жанр» недостоин уважающего себя актера. Киноманы наверняка вспомнят Князева и по фильму «Путешествие с домашними животными», бурно обсуждаемому на прошлогоднем «Лiстападзе»… Словом, поговорить с Князевым хотелось.

— Евгений Владимирович, знаете, о чем я подумала, наблюдая, как глубоко вы погружаетесь в роль? Что не удивлюсь, если вы сейчас расскажете, как в процессе работы над образом Мессинга открыли в себе дар предвидения…

— Как-то не думал об этом… Бесспорно, Вольф Григорьевич обладал уникальными способностями, но своей интуиции мне всегда было достаточно.

— Мифов и легенд о Мессинге сегодня куда больше, чем документально подтвержденных фактов биографии. Вы пытались выяснять, каким этот человек был на самом деле?

— Знаете, на мой взгляд, мифы и легенды существуют о каждом из нас — ведь, даже рассказывая о самом себе, мало кому удается удержаться от преувеличений. Но выяснять, что же было в действительности, — дело историков, а у нас существует утвержденный сценарий, написанный по книге Эдуарда Володарского. И этот сценарий достоин уважения.

— Ощущаете ли вы присутствие неких потусторонних сил на площадке, повлиял ли ваш герой на вашу жизнь?

— Вообще-то я человек абсолютно не мистический. Хотя, кто знает, может, он сейчас и наблюдает за нами? Однако ничего плохого в отношении памяти Вольфа Григорьевича мы не делаем — всего лишь пытаемся напомнить, что существовал такой человек, который видел сквозь время и при этом ничего не делал в корыстных целях… Если когда-нибудь мы с ним встретимся и он сочтет нужным — сам скажет, доволен ли этой затеей с фильмом, устраивает ли его созданный мною образ. Но пока дух Мессинга нас не беспокоит.

— У вас редкая для современного кино и театра репутация актера, не склонного предлагать себя режиссерам. Интересно, вы и своим студентам внушаете такие высокие истины?

— Отнюдь. Есть общепринятые нравственные законы, распространяющиеся не только на актеров, — по ним мы и пытаемся учить студентов. А все остальное — на личное усмотрение. Навязывать кому бы то ни было свою линию поведения — не мой стиль. Вещи, которые мне свойственны и кажутся правильными, — это всего лишь моя точка зрения и ничего более. По жизни каждый идет своей дорогой и делает выбор, судить который я не вправе.

— Многие из ваших коллег склонны с раннего возраста оберегать своих детей от «опасного» увлечения театром, зная, насколько тяжелая это профессия.

— Своих дочерей я никогда не тянул в театр, но и не отталкивал от него. Однако жгучего желания заниматься актерской профессией они сами никогда не демонстрировали и теперь обе учатся в ГИТИСе на продюсерском факультете. Я вполне доволен: на мой взгляд, идти в актеры нужно лишь тогда, когда без этого ты не представляешь жизни… По большому счету, здесь ведь и сегодня ничего не изменилось. Люди, которые серьезно занимаются этой профессией, требовательны к себе, обречены на мучительную жизнь. Собственно, как и все другие, посвятившие себя настоящему искусству.

— К слову, о «посвятивших себя»… Победитель телепроекта «Народный артист» Алексей Гоман сейчас рассказывает в интервью, что посещает уроки в Щукинском училище. До сих пор мне казалось, что учиться в вашем вузе можно либо круглосуточно, либо никак.

— Такого студента у нас нет. И вольнослушателей в «Щуке» нет… Возможно, человек просто перепутал учебное заведение?

— Поступают ли к вам белорусские студенты?

— Постоянно! Скажем, сейчас у нас учится очень способная девочка, фамилия которой должна быть вам знакома. В минском театре киноактера когда-то служил замечательный актер Юрий Казючиц. 5 лет назад наше училище закончила его старшая дочь Анна, теперь «Щуку» заканчивает Татьяна… Или вот еще Никита Юранов — весьма интересный студент, также из Беларуси… Если человек одаренный, не имеет значения, откуда он приехал — с Байкала ли, из Беларуси, из столицы или провинции.

— Съемки практически закончены, как будете жить без «Мессинга» дальше?

— Начинаю репетировать Арбенина в «Маскараде»… Есть и предложения о новых съемках, так что, скорее всего, лето у меня пройдет на площадке. Правда, с небольшими перерывами — в июле театр Вахтангова едет на гастроли. Ну и от выполнения обязанностей ректора никуда не деться, так что о свободном времени я имею довольно смутное представление.

— А дачные хлопоты?

— Конечно, хотелось, чтобы они были… Но жизнь такова, что всегда приходится чем-то поступаться. Однако в конечном итоге твой личный выбор и определяет судьбу…