Евгений Князев. Щуке — 90
Разве предполагал Евгений Вахтангов, читая 23 октября 1914 года первую лекцию в основанной им Московской студенческой драматической студии, что с этой даты начнет свою летопись театральное училище, в 1939 получившее имя его ученика — Бориса Щукина? На самых прямых наследниках вахтанговского искусства держится современная труппа Театра имени Евг. Вахтангова, ведь учителями Михаила Ульянова, Юрия Яковлева, Людмилы Максаковой, Василия Ланового, Владимира Этуша были Цецилия Мансурова, Борис Захава, Нина Русинова, Мария Синельникова, Рубен Симонов — ученики самого Евгения Богратионовича. Среди более поздних выпускников вахтанговской школы — Александр Калягин и Александр Филиппенко, Константин Райкин и Александр Збруев, режиссер Валерий Фокин и многие, и многие, прославившие своим талантом другие театральные коллективы. О жизни училища рассказывает артист Театра имени Евг. Вахтангова, а с прошлого сезона — ректор Театрального училища имени Б. В. Щукина Евгений Князев.
— Артисты Вахтанговского театра любят поведать, с какой любовью к ним относились их учителя. Какие складываются отношения между педагогами и студентами сейчас?
— Когда я учился, преподаватели, если вдруг они занемогли, назначали репетиции дома. И всегда тебя накормят, поговорят с тобой по душам и только после этого начнут репетицию. Сейчас, как и много лет назад, студенты занимают деньги у педагогов — иногда отдают, а то и не отдают. Как и 90, 80 лет назад, студенты и учителя достаточно демократично относятся друг к другу и находят общий язык и язык этот называется — язык любви, язык желания помочь, научить. Мы ведь будем в итоге гордиться не количеством выпускников, а теми, кто стал яркой личностью. Вахтанговская школа как монастырь. У нас и мастерство преподают только выпускники нашей школы. Мы все из одной яйцеклетки. Но в то же время наши ученики работают в разных театрах, с разными режиссерами.
Моими педагогами были ученики Вахтангова — Вера Константиновна Львова и Александра Исааковна Ремизова, которые передавали нам учение Евгения Богратионовича практически из первых рук. И они на занятиях рассказывали нам, чем жили, как находили дрова, топили печки на репетициях, как сами шили кулисы и выстраивали декорации, сами включали свет. И эти принципы до сих пор заложены в наших правилах внутреннего распорядка студентов. И сегодня молодые артисты сами для своих спектаклей готовят декорации, сами шьют платья, отвечают за свет, звук.
— За счет чего выживает Щукинское училище? Многие вузы, например, набирают студентов, полностью оплачивающих свое обучение.
— Те, кто идет на платное отделение, также проходят творческий конкурс, и, если они его не выдерживают, мы их не берем — не будем опускаться ниже профессиональной планки. Для преподавателей делаем максимально возможное, чтобы доплачивать им, средства получаем от продажи билетов на спектакли Учебного театра плюс доходы от подготовительных курсов, но зарплаты все равно стыдные.